Нравственная проблематика в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: се блаженны.
А. Радищев
Роман Гончарова Обломов является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам

разделить переживания и мысли о мире в рамках довольно объемного романа.
И действительно это духовно богатая натура. Умен, хотя в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Многих героев романа Обломов осенил своим благородством. Но, мне кажется, трагическое звучание романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной. Собственно, тихо и постепенно укладывался в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу.
По мере чтения романа
я все время размышлял о причинах, ведущих героя к трагедии.
В начале романа, с наивной уверенностью в своем праве, определяемом сословной принадлежностью к дворянству и социальным положением барина, владелец трехсот крепостных, Обломов позволяет себе заявлять, что воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался. Автор явно иронизирует над дворянским сословием. Ведь известно, что под фразой черным делом подразумевается труд. Кстати, надо отметить, что это далеко не индивидуальное мнение героя, а опыт многих дворянских поколений, которые, как сказано в Сне Обломова, сносили труд, как наказание, наложенное еще на отцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это и возможным и должным.
Так говорится о прямых предках Обломова, потомственных, но оскудевших дворянах.
Собственно, и герой романа уже обречен. Сам Гончаров утверждал, что именно этот мотив есть господствующий в романе.
В первой части романа автор, повествуя о мучительных попытках героя осмыслить свою жизнь, пишет: Кто-то, размышлял он, будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. Из этого понятно, что герой угадывает, ощущает существование общественного зла, но определить его пока не может. Но в конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: Что сгубило тебя? Нет имени этому злу. отвечает: -Есть обломовщина!
Так сам, как мне показалось, герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста своего героя это признание, Гончаров не ошибся. Он нащупал одну из самых болезненных точек современного ему общества обломовщину. В те же годы авторитетные представители русской литературной критики оценили роман Гончарова как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее внимание к роману, интерес к нему театра и кинематографа, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего прямое подтверждение пророческих предвидений тех далеких уже от нас лет. И я уверен, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Нравственная проблематика в романе И. А. Гончарова «Обломов»