Крестьянская тема в творчестве Гарди

Для Гарди сельская, точнее сказать, крестьянская тема – главная и основная в его творчестве, нечто очень личное, как бы часть его собственной жизни. С этой темой Гарди удалось связать проблемы национальной истории и народной жизни. Крушение в деревне мелкобуржуазных патриархальных устоев и последний его эпизод – превращение оседлых батраков и коренных крестьян-арендаторов в батраков бродячих – для него не отвлеченная социологическая формула, за ней он видит борьбу интересов, горение страстей, изломанные человеческие судьбы, страдания

обездоленных, кровь и слезы из века в век по пути прогресса. Для него вместе с тем это широкая проблема коренной смены условий жизни, социальная и философская, смены, которая влечет за собой неожиданные последствия, непредугаданные нравственные и психологические конфликты, не одни приобретения, но и утраты. Его волнует в этом движении судьба народа, положение трудового человека и вместе с тем судьба человечности. Поэтому, отражая настроения сельских тружеников, лишенных работы и крова, выброшенных из родных мест, он так резко ставит “проклятые вопросы” и обсуждает их с горячностью и остротой.
Английский
идеал уюта представляется Гарди посвоему, не как передышка и отдохновение от социальной стихии в уединении замкнутого семейного мирка, а как идеал общей деятельности и общего досуга и увеселения в духе шекспировской утопии Арденнского леса (из комедии “Как вам это понравится”), где человеку противостоит только стихия природы. Подобный идеал коллективного патриархального уюта он рисовал не раз: в “идиллии” “Под деревом зеленым”, в романе “Вдали от обезумевшей толпы” и даже в “Тэсс из рода д’Эрбервиллей”, предпоследнем романе цикла. Он же писал об уничтожении этого идеала, питавшей его почвы и живых его проявлений “обезумевшей толпой”, – так, повторяя слова поэта Томаса Грея, выражал Гарди свое отношение к буржуазному хищничеству, проник2шему и “под дерево зеленое”.
В противоположность теме уюта, в цикле его романов последовательно развертывается тема бесприютности как трагического социального и психологического состояния. Бесприютна несчастная девушка Фанни Робин (“Вдали от обезумевшей толпы”), бесприютен батрак Майкл Хенчард (“Мэр Кэстербриджа”), “последний йомен” Джайлс Уинтерборн (“В краю лесов”), батрачка Тэсс и камнерез Джуд Фаули. “Чисто английский” идеал уюта – злая издевка над их трагическим уделом, выражение цинического безразличия удачливых и сытых к жертвам капиталистического прогресса, – Гарди делает эту мысль наглядной и кричащей о несправедливости. Назвав цикл своих лучших романов “романами характеров и среды”, Гарди как бы формулой обозначил избранный им принцип художественной трактовки явлений- через характеры и среду в их отношениях. “Среда” у Гарди – это уклад жизни, условия существования в широком смысле, а также конкретные обстоятельства, воздействующие на личную судьбу. Сила и новизна Томаса Гарди сказывалась, в частности, в его стремлении и умении проследить всесторонне и как можно глубже связь характера с окружением локальным, оставившим на нем неизгладимую печать.
И вместе с тем умение показать, что происходит, когда разрываются эти связи, когда человек попадает в незнакомую и чуждую ему среду и перед ним возникает необходимость самоопределения, и как личный выбор и убеждения человека отражаются на его судьбе. В цикле “романы характеров и среды” наиболее значительны четыре романа: “Возвращение на родину”, “Мэр Кэстербриджа”, “Тэсс из рода д’Эрбервиллей” и “Джуд Незаметный”. Роман “Возвращение на родину” вышел на русском языке в превосходном переводе О. П. Холмской, ее лебединой песне как переводчика. По ее справедливому замечанию, это – “первый роман Гарди, в котором в центре выступает трагический характер; от него открывается ряд, за ним следуют “Мэр Кэстербриджа”, “Тэсс из рода д’Эрбервиллей” и “Джуд Незаметный”, в которых будет возрастать роль социального фактора. Но “Возвращение на родину” также первый проблемный роман Гарди”. У Гарди был особый дар “чувствовать проблемы”.
Когда он видел, что замеченное им явление представляет проблему отнюдь не частного и случайного свойства, он не закрывал на нее глаза и был убежден, что она требует пристального внимания. Далеко не всегда обнаруженную им проблему ему удавалось точно обозначить, найти подходящие слова для ее выражения, понять ее реальное значение, увидеть ее место в ряду других проблем. Но указать на явление, представляющее проблему, он считал художественной задачей и гражданской обязанностью писателя. Он действовал так, побуждаемый сознанием, что проблему, если она действительно проблема – не обойдешь стороной. Возвращение на родину, в родной край, к месту рождения, к исходному моменту индивидуальной жизни- тема такая же вечная в литературе, как и тема рождения, любви, смерти. Далеко не столь распространенная и всех затрагивающая, не всегда и всех волнующая и тем не менее вечная – была и остается “вечной”. В какие-то годы она становится более заметной, дает о себе знать не намеком или мотивом, не моментом переживания или движением мысли, а как выражение этапа творчества, и не одного, а группы писателей, как известная тенденция или умонастроение. Классическое начало живой ее традиции – “Одиссея” Гомера.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Античность в литературе.
Сейчас вы читаете: Крестьянская тема в творчестве Гарди