Мои размышления над поэзией о Великой Отечественной войне

Не было человека в стране, который не знал бы стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь.» (1941). Его печатали во фронтовых газетах, отправляли друг другу в письмах с фронта и на фронт. Так после долгого перерыва ожил в те годы и получил широкое признание полузабытый жанр стихотворного послания, столь распространенный в поэзии пушкинского времени. Убедительным доказательством расцвета лирической поэзии военного времени являются ее успехи в песенном жанре. Подлинно всенародными стали «Песня смелых» и «Огонек», «Ой, туманы

мои» и «Бьется в тесной печурке огонь», «Эх, дороги» и «В лесу прифронтовом» и др. Их пели в окопах и в залах, в землянках и в столицах. Выразив свое время, эти песни стали его символом, его позывными.
В гражданскую войну были широко известны «Окна РОСТа», агитационные плакаты, которые рисовал и подписывал В. Маяковский со своими товарищами. Его опыт был использован во время Великой Отечественной войны в «Окнах ТАСС». Но и движение философской лирики в годы войны не приостановилось. По-прежнему волнуют поэтов вечные вопросы бытия, смысла жизни, сущности искусства, смерти и бессмертия.
— В те
дни исчез, отхлынул быт, и смело
— В права свои вступило бытие, —
Писала О. Берггольц, находившаяся в блокадном Ленинграде.
В годы Великой Отечественной войны до высокого гражданского пафоса возвысился голос А. Ахматовой:
— Мы знаем, что ныне лежит на весах
— И что совершается ныне.
— Час мужества пробил на наших часах,
— И мужество нас не покинет.
Создавались также произведения крупных жанров — баллады и поэмы. Скорбным, но и жизнеутверждающим гимном во славу Ленинграда, выдержавшего беспримерную блокаду, звучат страницы поэм О. Берггольц «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942). В то время работа над многими поэтическими произведениями начиналась именно так — с глубоких жизненных потрясений. Поэтическая фантазия, вымысел лишь помогали осмыслить, углубить, развернуть, изобразить факты, события, судьбы людей. Младший лейтенант В. П. Антокольский пал смертью храбрых на полях сражений 6 июля 1942 г. В глубоко трагической поэме-эпитафии «Сын» (1943) его гибель оплакал отец — известный поэт П. Г. Антокольский. Он построил свое произведение в форме монолога-исповеди. Как реквием не только о сыне, но обо всех погибших на войне звучат заключительные строки поэмы:
— Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.
— Прощай, моя молодость, милый сыночек.
— Прощай. Поезда не приходят оттуда.
— Прощай. Самолеты туда не летают.
— Прощай. Никакого не сбудется чуда.
— А сны только снятся нам. Снятся и тают.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мои размышления над поэзией о Великой Отечественной войне