Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»
В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ
Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, .имеют. долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии Недоросль, проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны,
Творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: Иных уж нет, а те далече.
Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей.
Или:
Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана.
Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:
Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной; Быть может (лестная надежда!) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был Поэт!
Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:
.просто вам перескажу Преданья русского семейства, Любви пленительные сны Да нравы нашей старины.
Дружба, благородство, преданность, любовь качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, потому и возникли такие строки:
Кого ж любить?
Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Потому горько читать о друзьях, от которых спаси нас, Боже.
Герои романа словно добрые приятели его создателя: Я так люблю Татьяну милую мою, Сноснее многих был Евгений, .я сердечно люблю героя моего. Автор, не скрывая своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы насмешливый читатель не упрекнул его в том, что намарал он свой портрет. Трудно согласиться с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа и не только в его героях. Поэт говорит с нами строками лирических отступлении, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.
Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душ-. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя внешние результаты подземного роста души. К Пушкину, к его роману в стихах Евгений Онегин это применимо в самой полной мере.