Простакова — грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в ее власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прошение у того, кто сильнее ее (сцепа с Правдиным в конце комедии). Простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению: с ее точки зрения, образование излишне. «Без наук люди живут и жили,- говорит она. Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его учению. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчетов, личной выгодой. Таково, например, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать ее замуж за Митрофана).
У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Убежденная, закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать все, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе ее дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит ее в ярость. «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!. Бредит, бестия! Как будто благородная! Даже преданную ей Еремеевну. няньку Антрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой, «собачьей дочерью» и «скверной харей».
Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них все, что только могла. «С тех пор, как все,- сокрушенно жалуется она брату,- что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во...

что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана. Кутейкину и Цыфиркину по году не платит жалованья.
Лишь к своему сыну Мптрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание ее жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада Митрофанушка».- говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щепку. Поэтом ее слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда. Характер Простаковой, степень ее умственного развития, положение полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям — все это выразительно и ярко отражается в ее речи.
Так, Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном», Еремеевну — «бестией». Ее пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь разнеся уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь ее становится иной в обращениях
К сыну: «Митрофанушка, друг мои; друг мои сердечный; сынок» и др.
Образ Простаковой, живо и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился ее характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в ее душу ничего хорошего. Но еще сильнее воздействовали на нее условия крепостного права — ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную».



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Главное лицо комедии помещица Простакова