Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и Фета
Творчество Ф. И. Тютчева и Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается.
Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет — совсем другой.
Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается:
Лишь жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи.
Истина Фета — с крыльями, у нее есть свет. А вот у Тютчева день — это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования,
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит.
В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его — как «свет звезды». Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. «А счастье где? Не здесь.», и все-таки — «за ним, за ним». В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье.
У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно — ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении «Тени сизые смесились»:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан). Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами. Например, в стихотворении «Фонтан» поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения.
Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении «бегут и будят сонный брег», «гласят во все концы», а зима «злится», «хлопочет», «ворчит».
Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.
Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения «милого лица» и изменения в природе — такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания:
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей печаль.
При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета — при всей дерзости его метафор — перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе.
Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттенков и переливов. Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но в то же время можно отметить и различие в подходе к изображению мира, Вселенной, человека.