«Последний поэт деревни»

(по лирике С. Есенина) (2)
Прочитав те стихи Сергея Есенина, которые дает школьная программа, я взял томик в библиотеке и был поражен, насколько близок и понятен мне этот поэт. Я никогда не жил в деревне, не знаю сельского быта, люблю свой город и его скорости. Но Есенин дал мне почувствовать, что у меня есть корни, и эти корни где-то там, где люди близки к земле и природе.
Не могу согласиться с тем, что Сергей Есенин — «последний поэт деревни». Мы читали в школе Некрасова, Кольцова, слышали песни на стихи поэта Никитина, которые считают народными.

Все они писали о деревне и о природе. Но эти поэты знали деревню только как гости. Они были помещиками, хозяевами, поэтому даже искренний интерес к крестьянской жизни и сочувствие к ней не дают им возможности понять эту жизнь изнутри. А Сергей Есенин — настоящий сын бедной российской деревни, знавший не с чужих слов и не вприглядку ее нищету, труд, горе, особенные радости, слившийся с ее бытом и ритмом жизни. Мне кажется, было бы точнее назвать Есенина первым настоящим поэтом деревни.
Заглушила засуха засевки,
Сохнет рожь, и не всходят овсы.
На молебен с хоругвями девки
Потащились в комлях полосы.
/> Так не писали поэты-помещики. В стихах нет надрыва, «социальной заостренности». В них взгляд крестьянина, знающего тяжелый труд без гарантии успеха. Обреченная покорность русского мужика, вздыхающего: «Бог дал — Бог взял», и нет надежды на молитву. Крестьяне молятся по обычаю, потому что так положено, нужно себе сказать, что вот, сделали все, что могли:
Скинув шапки, молясь и вздыхая,
Говорили промеж мужики:
«Колосилась-то ярь неплохая,
Да сгубили сухие деньки».
Много слов, характерных для рязанского говора, но они не кажутся искусственно введенными в стихи. Они привычны для поэта. Так говорят на его родине, так говорил и он с детства.
Но в стихах Есенина не только тяжесть крестьянского труда. В них приволье сельских праздников, гуляний, детская радость ночного, смех, песни, голоса птиц. Стихи полны красок и запахов:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Золотой, алый, синий, зеленый — все цвета круговорота природы, ее цветения и увядания включает поэт в свою палитру.
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Радостно включается поэт в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских праздников и будней. Вместе со всеми он пойдет в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье:
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Мне было непонятно, почему нужно плакать на цветы. Оказывается, это очень древний обряд, еще языческий. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на празднике весны, который после принятия христианства совпал с «зеленой Троицей», нужно было собрать немного полевых цветов, принести их в церковь и обязательно уронить на них несколько слезинок. Чем больше слез, тем больше дождей. Поэтичный и красивый обряд поэт вспоминает не как что-то экзотическое, как обычную деталь своей повседневной жизни. Становится понятно, что он действительно знает деревенский быт, любит его.
Земля дала поэзии Есенина краски, образы, народную мудрость, взгляд на жизнь, добро и зло. Он болел народом, село было для него и родиной, и детством, и надеждой на будущее. Есенин не из газет и учебников знал, что крестьянство — это 95 % населения России. Его счастье должно было стать счастьем родины. Поэтому он принял революцию с восторгом. Для него катастрофические события были очищающим всемирным потопом, после которого должна была настать новая счастливая жизнь в голубиной стране народных легенд. Но радость была недолгой. Есенина не обманули лозунги, он видел, как разрушается деревня, уничтожается быт, весь уклад жизни, как вместо счастья и богатства по селам идут нищета, голод и смерть. Он проклинал город, который
.в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Псевдоинтеллигентская брезгливость, возмущение по поводу «непоэтичности», «низких понятий» в стихах вызывала у Есенина несвойственную ему злость. Сколько яда в строках:
Не нравится?
Да, вы правы —
Привычка к Лориган и розам.
Но этот хлеб,
Что жрете вы, —
Ведь мы его того-с.
Навозом.
Очень сильное впечатление произвело на меня стихотворение «Жеребенок». Сам Есенин писал, что «конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни.». Там, где все видели победу цивилизации и техники, Есенин увидел гибель огромного пласта культуры. В победном шествии социализма умный и тонко чувствующий поэт провидел «умерщвление личности как живого». Мы пережили страшные последствия этого убийства личности, когда ценность человеческой индивидуальности свелась к нулю. И стихи Есенина возвращают нас к простому и сильному чувству любви к каждому отдельному человеку, будь он поэтом или пахарем, любви к родине, даже если она грязна и бедна, и над ней смеются богатые и сытые соседи:
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней запачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Никаких красивостей нет в этих строчках, но они действительно полны любви. И почти через столетие мы чувствуем удушье от того, что
.сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.
Сергей Есенин открыл для меня тот мир, которого я совсем не знал. Не могу сказать, что я все понял, но знаю, что полюбил его и хочу как можно ближе узнать, понять и сберечь.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)