Какой должна быть хорошая школа? (по роману Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд»)
Главный герой романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» в юности последовательно оказывается в двух учебных заведениях, разительно отличающихся друг от друга. Рассказывая о становлении личности мальчика, Диккенс показывает нам, какой должна и какой не должна быть школа.
После смерти мужа мать Дэвида вышла второй раз замуж за мистера Мэрдстона, который сразу невзлюбил мальчика за прямой и открытый нрав. При нем ребенок цепенел от страха и почти не запоминал того, чему его пыталась учить сестра мистера Мэрдстона. Когда мальчика решили наказать,
В этой школе на Копперфилда первым делом нацепили картонку с надписью «Кусается!». Мальчик чувствовал себя изгоем: «Сколько я выстрадал из-за плаката, немыслимо себе представить. Видел ли кто-нибудь меня или нет, все равно мне всегда чудилось, что его читают. Я не чувствовал никакого облегчения, когда оборачивался и обнаруживал, что никого нет: куда бы я не повернулся, все равно мне мерещилось, что за моей спиной кто-то стоит».
Наказание, даже если оно заслуженное, никогда
Это была совсем другая школа. Даже классная комната оказалась не пыльной и заставленной старыми, исцарапанными партами, а красивой и светлой. Дэвид, отвыкший от учебы, детских игр, спорта, поначалу чувствовал себя чужим. Но никто не напоминал ему о прошлом, никто не смеялся над его неловкостью и над тем, что ему пришлось учиться с самыми младшими, так как Дэвид многое забыл. И постепенно Копперфилд снова стал ребенком — веселым, доверчивым, прилежным. Ему очень нравилось новое место учебы: «Школа доктора Стронга была превосходная и отличалась от школы мистера Крикла так же, как отличается добро от зла». Ученики быстро привязывались к школе и к учителям, учились охотно, гордились своей школой. Здесь уважали личность ребенка, доверяли ему, стремились развивать то хорошее, что было заложено в нем природой. В школе доктора Стронга никогда не унижали детей, и маленькие люди это ценили. Сам директор Стронг был не просто добрым, по-детски доверчивым, но и очень знающим преподавателем. Его любила вся школа, и даже озорники никогда его не обманывали.
Такой, по мнению Диккенса, и должна быть настоящая школа, о которой ученики благодарно вспоминают всю жизнь. И если его герой Копперфилд сумел остаться добрым, отзывчивым и честным человеком, то этим он обязан не только бабушке, няне Пегготи и друзьям, но и атмосфере, царившей в школе доктора Стронга.