Художественный мир Чарльза Диккенса

Диккенс-художник обладал бога­тейшим воображением. Эта уди­вительная сила воображения и знание неприглядных сторон жиз­ни викторианской Англии помогли писателю создать многоликий и многокрасочный художественный мир, населенный бессчетным числом комических, драма­тических и трагических персонажей. Романы Дик­кенса, перенасыщенные бытом, нравами, людьми разных сословий, подробными деталями, выписан­ными с документальной репортерской точностью, сра­зу же приковывают внимание читателя веселыми, смешными сценками, смахивающими на анекдот,

по­ражают юмором по отношению к любимым героям – простым, “не мудрствующим лукаво” людям. В худо­жественном мире, созданном Чарльзом Диккенсом, во­плотилась “объемная” реалистическая эстетика анг­лийского классического романа в его нравственных, психологических и философских аспектах.
Художественный мир Диккенса театрален и пред­ставляет собой сплав фантастики и реализма. Его отличает свойственная театру яркость и гипербо­личность. Например, образы Ловкого Плута, Трухти Вэка и даже самого старика Скруджа – гипербо­личны, но несмотря на все преувеличения, их ха­рактеры являются в высшей
степени реалистичес­кими социальными типами.
Ловкий Плут смешон и даже карикатурен, но и типичен. Этот наглый мальчишка, развращенный миром, в котором он живет, мстит, как может, этому миру за все, что ему пришлось вынести. На суде Плут нагло заявляет: “Эта лавочка не годится для правосудия”. Воспитанный миром лондонских трущоб, Плут смешон и груб, но именно он за­ставляет читателя осознать, насколько ужасен этот мир, который сначала породил его, чтобы затем растоптать. В своих романах “Диккенс приглашает читателей не на последовательный и тонкий само­анализ страдающей души”, а “в огромный зал перво­классного мюзик-холла, руководитель которого – ав­тор – демонстрирует на сцене события и персонажи, гиперболизированные по сравнению с жизнью”.
Художественный мир Чарльза Диккенса представ­ляет собой извечную борьбу двух начал – добра и зла. Противостояние сил добра и зла определяет не только тематику его романов (например, тему “боль­ших надежд”), но и своеобразие художественного решения этой проблемы в эстетическом и этическом плане. Диккенс, проповедник и моралист, в своих романах идейно утверждает добро – этический идеал писателя. Диккенс художник-реалист не может не “любоваться” созданными им героями, как олицет­воряющими добро, так и олицетворяющими зло,- его эстетический идеал. Кстати, художественно бо­лее убедительными в романах писателя являются именно образы героев, олицетворяющих зло: Фейджин, Сайке, Чарли Бейтс, Ловкий Плут (“Оливер Твист”); Ральф Никклби, Сквирз (“Николас Никклби”); карлик Квелп (“Лавка древностей”) и др. Эти образы наделены запоминающимися характерами, индивидуализированы и, в то же время, типичны.




Анализ 6 главы онегина.
Сейчас вы читаете: Художественный мир Чарльза Диккенса