Жанр романа «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса

В истории становления и раз­вития английского реализма ро­ман Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд» (1849-1850) занимает особое место. Наряду с такими зна­менитыми произведениями писателя, как «Холод­ный дом» и «Крошка Доррит», этот роман зна­менует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев.
«Дэвид Копперфилд» — первый и единственный опыт писателя в жанре автобиографического романа. И хотя он сам неизменно опровергал указания критики

на автобиографичность романа, «Дэвид Коп­перфилд» все же является художественно воссо­зданной биографией писателя с детства до 1836 г., то есть до того момента, когда Чарльз Диккенс стал знаменитым писателем.
В образах и характерах героев романа содержится много такого, что соответствует как образу и ха­рактеру самого Чарльза Диккенса, так и людям, хорошо ему известным. Например, Дэвид Коппер­филд очень напоминает самого писателя, комедий­ный Микуобер — его отца — Джона Диккенса, а об­раз Доры является почти точным воспроизведением образа Мэри Биднел — первой любви писателя.
Есть в романе и целые
сцены, очень напоми­нающие реальные жизненные ситуации, в которых непосредственным участником был сам писатель. Например, сватовство и женитьба Дэвида повторяют историю сватовства Диккенса к Кэтрин Хоггард, ставшей впоследствии его женой — миссис Диккенс.
И все же писатель не воссоздает в своем романе конкретные лица, а рисует типические образы. Ис­тория главного героя в «Дэвиде Копперфилде» со­вершенно правдива. И хотя в этом романе Диккенс не ставит масштабных социальных проблем, в нем уже присутствуют все признаки социального романа. Сказочный элемент с мальчиком сиротой, на кото­рого как с неба сваливается состояние в виде нас­ледства, меняющее в одно мгновение многостра­дальную жизнь героя, уже отсутствует в «Дэвиде Копперфилде». Зато присутствует художественно вос­созданная писателем реальная жизнь с тщательно выписанными бытовыми деталями.
Осиротев и испытав обиды и унижения, герой Чарльза Диккенса Дэвид Копперфилд попадает к доброй тетушке, которая кажется ему сказочной феей. Но повзрослев, Дэвид убеждается, что тетуш­ка Бетси всего лишь суетливая старая дева, а потеря тетушкой своего состояния окончательно от­резвляет Дэвида. «Большие надежды», связанные с тетушкиным состоянием, лопнули как мыльный пузырь, но Дэвид Копперфилд находит в себе силы, которые помогают ему прозреть: он постепенно осоз­нает, что только упорный труд и сознательное вос­питание в себе лучших человеческих качеств при­ведут его к успеху. Путь к счастью, который прохо­дит Дэвид, долог и сопровождается целым рядом тяжких испытаний и болезненных прозрений. Та­ким образом, перед нами предстает еще одна «исто­рия молодого человека», которыми так богата лите­ратура XIX в.
С первого взгляда в «Дэвиде Копперфилде» на­лицо все признаки классического «романа воспи­тания» типа гетевского «Вильгельма Мейстера». Од­нако в романе Диккенса жизненный путь героя вос­создается не последовательным соблюдением хода со­бытий, а прихотливой игрой его памяти, что, «по су­ществу, генетически предвосхищает прозу М. Пруста и Д. Джойса». «Дэвид Копперфилд» — это роман о воспоминаниях героя и их роли в его жизни, а следовательно о времени и чувствах, вызванных памятью. С этой точки зрения перед нами не толь­ко роман автобиографический, но и социально-пси­хологический.
Вместе с тем Диккенс не просто фиксирует на страницах своего романа опыт жизни Дэвида Копперфилда, а подвергает этот опыт сложнейшему эти­ческому анализу, на основе которого возникает новое понимание природы добра и зла. И в этом смысле данный роман является еще и философским. Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что «Дэвид Копперфилд» — это автобиографический, со­циально-психологический, философский роман.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Жанр романа «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса