Человек уникальной судьбы Эмили Дикинсон
Человек уникальной, загадочной и странной судьбы. Неизвестная при жизни, «втайне зарабатывая бессмертие» в XX ст. Дикинсон была единодушно признана классиком. Ее жизнь была бедной на внешние события, тем не менее, вероятно, насыщена интенсивными эмоциональными и интеллектуальными переживаниями.
Дикинсон родилась в городке Амхерст, в штате Массачусетс, где прожила тихо и безвыездно все отмерянные судьбой годы. Была дочерью адвоката, потом казначея Амхердского колледжа, человека сурового, бескомпромиссного. Воспитывалась в атмосфере
У нее не было семьи, детей. Она жила в доме родителей, причем последние 25 лет обрекла себя на добровольное затворничество, почти полностью спрятавшись от внешнего мира. Небольшая, будто птичка — как она себя изображает, с глазами цвета вишен, с тихим голосом, быстрым умом, быстрая в движениях, одетая в белые платья, она неслышно порхала по дому и казалась внеземным существом.
О том, что происходило
Их отношения прервались после того, как Водсворт вместе с семьей переехал из Амхерста в Калифорнию. В начале 60-х годов, порвав связи с окружающими, она посвятила себя поэзии. В это время она состояла в переписке с В. Т. Хигинсоном, редактором и автором известного журнала «Атлантик Мансли», который поддержал ее поэтические попытки. Было еще несколько близких друзей. С ними она делилась творческими планами. Но даже от собственной семьи писала втайне. После ее смерти был найден архив — много тетрадей и листков, где содержалось возле 1800 стихов. Публикация всех этих материалов, которая началась после ее смерти, продолжалась почти сто лет.
А при жизни было опубликовано всего лишь шесть стихов (без авторства), которые, впрочем, никого не заинтересовали. Ее поэзия чрезвычайно самобытная, оригинальная, новаторская. У нее были свои любимые поэты, например, английские романтики, особенно Д. Китс. Она хорошо знала Библию и В. Шекспира, а из философов для нее был близким Р. В. Эмерсон. Ее стихи — по обыкновению 10-строчные миниатюры, бессюжетные, посвященные впечатлениям, иногда представлены как афоризмы о Боге, человеческой любви, смерти, бытии. Она, то обращается к так называемому свободному стиху, без рифм, иногда использует рифмы, ассонансы, не сторонится и стиха классического. Ритм, интонация могут перерываться, ломаться. Она — лаконичная, любит одно — и двухсложные слова, иногда поднимает синтаксис.
Ее образы метафорические, даже «темные», нуждаются в расшифровке, поскольку построены на химерических ассоциациях. В ее стихах возникает мир — сложный, противоречивы;. При этом ее поэзия — не описательная, а будто переполненная внутренней энергией. Она называла ее «посланием к Миру», от которого, тем не менее, не ждала отклика. По словам одного из критиков, Дикинсон «с совершенной точностью отобразила все тончайшие переживания женской души, по мере того как она познает все бремя вечной преданности и двигается от самодовлеющей иллюзии, а потом болезненного разочарования к мучениям невыполнимых желаний и, наконец, возрождается, неуязвимая, в новой форме бытия». В отличие от В. Витмена с его «космизмом», развесистой свободной интонацией и слитностью со всем разнообразием бытия, Дикинсон — его поэтический антипод, художник — «миниатюрист», который отображает действительность, наоборот, в ее резкой дисгармонии — духа и материи, греховности мира и невозможности искупления, разобщенности людей, которые стремятся к недосягаемому счастью. Тема смерти постоянно присутствующая в ее стихах, окрашенных печалью, с мыслями о неосуществимости мечты.
Религиозные мотивы пронизывают ее поэзию, мысль о Боге никогда не покидает ее. В основе ее эстетики — романтическое мироощущение. Вместе с тем Дикинсон привлекает богатством реалистических деталей, которые свидетельствуют о ее наблюдательности и философском укладе мыслей. Так, снег, который падает, похож на «шерсть из алебастра», собака бежит на «плюшевых лапах», а клевер назван «луговым озорником», ее образы зримые, поэтические и отмечаются остротой мысли. Ее стихи с их особой образностью были предшественниками некоторых особенностей эстетики имажинизма, поэтической школы, активной в 1910-х годах.
Вообще же обращением к свободному стиху, живым ощущением одиночества, трагизма бытия, склонностью к метафоричности и символике Дикинсон подчеркнула некоторые существенные тенденции в развитии англоязычной поэзии XX столетия. Современные критики ставят ее по значимости в один ряд с такими поэтами, как В. Витмен, Э. По, Г. Лонгфелло, Фрост, Лоуелл. В 1955 г. вышло ее трехтомное академическое собрание стихов, а также переписка в трех томах. В 1982 г. увидело мир факсимильное издание рукописей поэтессы.