Оставляет ли Чехова шанс героям
Сразу вспоминается роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», именно тот эпизод, где Воланд объясняет буфетчику Сокову о первой и второй свежести. Городок С. поражает насыщенностью серого цвета и пыли. Это мир, где время двигается узкими кругами бытового времени и насыщено бытовыми локальностями (по М. Бахтину): комната в отеле (наилучшая комната!) с серым сукном, серая, будто больничное одеяло на кровати, чернильница, серая от пыли, со всадником, без головы, серый забор с гвоздями только подчеркивает бездуховность среды, где не происходят события,
А возможно, это тонкий намек автора на то, что Дмитрий Дмитриевич совсем потерял голову. Муж Анны представляет высший свет С. Тот факт, что его знает весь город, свидетельствует о том.
Анна может быть гейшей для мужа — он купил ее, молодую, красивую, и запер за высоченным забором. Гейшей может видеть себя Анна, вспомним, как страдала она после сближения с Гуровым. В определенной мере, она гейша и для Гурова — непривычное, экзотическое существо. По всей вероятности, и автор видит ее именно такой. Бомонд городка С. очень напоминает высшее общество Ялты и Москвы. То же самое стремление выставлять напоказ свой материальный достаток, состояние в обществе. Для губернатора важно представить только свою дочь в боа, сам он прячется за портьерой, за иронией автора читатель видит только его руки, которые, наверное, берут взятки, за что и куплено боа.
Теперь, когда она была так близко от него, герой четко сознает, что его любовь — не прихоть, а в самом деле глубокое чувство, которого он не знал раньше. Анна тоже принадлежит к этому лицемерному и вульгарному миру. А возможно, автор, таким образом показывает «заземление» героини, то, что она постепенно спускается с небес на землю. Возможно, автор подчеркивает, что Гуров начинает смотреть на мир глазами любимой, а возможно, Анна в самом деле живет с лакеем, хотя и зажиточным и знатного происхождения. Комментарий для учителя.
Уместно спросить у учеников, как они понимают метафорическое значение слова «лакей» (тот, кто не имеет своей мысли, не имеет чувства собственного достоинства, кто готов прислужиться более сильному. Автор применяет хронотоп ступенек и коридоров — хронотоп излома в жизни. Жизненный путь героев сногсшибательно изменяется. Все люди, которые будто проплывают мимо них, становятся чем-то лишним. «Сквозной ветер» только усиливает впечатление от того, что их жизнь никогда не будет такой, как раньше, тем не менее она наполнена запахом табачных окурков и все же таки свидетельствует о том, что изменения не будут радостными, а, как и все в этом мире, «с душком». Вспомним Ялту: Гуров, целуя Анну, всегда озирался — никто ли не видит?
Теперь он целует ее не озираясь, целиком отдавшись чувству. И вдобавок автор намекает, что своим поведением герои в чем-то очень напоминают гимназистов: прячутся от всех и наслаждаются запрещенной любовью, как и гимназисты табаком. Анна также не ощущает себя счастливой. Любимое платье Гурова, что одето на Анне, серого цвета. Он таки забрал ее в свой земной мир. Она целиком земная женщина. А может, серое С. так и не отпустило ее? Тем не менее, Анна внесла в мир удовлетворения высокую духовность. Эта сцена — диаметрально противоположна ялтинской.
Автору важно показать, как изменились внутренние отношения героев, их нежную любовь друг к другу, хотя извне мы видим те же комнаты в отеле, тайные встречи, несчастное лицо Анны. В этом, наверное, и заключается трагедия героев. Чехов-Реалист правдиво описал реалии современного ему мира. И мы понимаем, что мир человеческого общества, который он изобразил в произведении, никогда не воспримет чистоты и нежности чувств, никогда не просит героям срывания масок. И из того, что становится известно о героях, особенно о Гурове (недаром автор изобразил действие в произведении с точки зрения Дмитрия Дмитриевича), шансов у героев мало. Вместе с тем автор показывает настоящую любовь, которая делает людей сильными и благородными. Возможно, этот процесс в душах героев только начался, и влюбленные вырвутся из тюрьмы лицемерного и жестокого мира.