Русская интеллигенция в пьесе «Дядя Ваня» (сцены из деревенской жизни)

Из мелиховских впечатлений выросла глубоко правдивая, полная трагизма пьеса Чехова о русской уездной интеллигенции — «Дядя Ваня (сцены из деревенской жизни)». Связь ее с жизнью одними из первых поняли и почувствовали те, кто прямо или косвенно дал писателю материал для пьесы. Так, доктор П. И. Куркин после первого представления «Дяди Вани» писал Чехову: «Перед нами с чрезвычайной живостью встала деревенская глушь с туземным и пришлым элементами, с тоской и скукой». Близкие к Антону Павловичу и его семье люди узнавали в некоторых

образах пьесы членов чеховской семьи. Так, в образе Сони угадывалась трудолюбивая, деятельная хозяйка Мелихова Мария Павловна, посвятившая всю свою жизнь заботам о Чехове. Подтверждает это и письмо Михаила Павловича: «Видел «Дядю Ваню»! Ах, какая это превосходная пьеса! Какой великолепный конец! И как в этой пьесе я увидел нашу бедную самоотверженную Машеньку!.»
В Мелихове Чехов написал и свой известный рассказ «Черный монах». Историю создания этого рассказа описывает в своей книге воспоминаний брат Антона Павловича, Михаил Павлович: «В Мелихове у Антона Павловича, вероятно, от переутомления расходились
нервы — он почти совсем не спал. Стоило ему начать забываться сном, как его «дергало». Он вдруг пробуждался, какая-то странная сила подбрасывала его на постели, внутри у него что-то обрывалось «с корнем», он вскакивал и уже долго не мог уснуть. Но, как бы ни было, приезд Лики и Потапенко сильно развлекал его.» Обыкновенно случалось так, что когда он и Лика приезжали в Мелихово, то Лика садилась за рояль и начинала петь входившую тогда в моду «Валахскую легенду» Брага.» В этой легенде больная девушка слышит в бреду доносящуюся до нее с неба песнь ангелов, просит мать выйти на балкон и узнать, откуда несутся эти звуки, но мать не слышит их, не понимает ее, и девушка в разочаровании засыпает снова.»
Антон Павлович находил в этом романе что-то мистическое, полное красивого романтизма. Я упоминаю об этом потому, что романс имел большое отношение к происхождению его рассказа «Черный монах».» Сижу я как-то после обеда у самого дома на лавочке, и вдруг выбегает брат Антон, как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза. Мы все уже привыкли к его «дерганьям» во сне, и я понял так, что это его «дернуло» и он выскочил в сад, не успев еще хорошенько прийти в себя. — Что, опять дернуло? — спросил я. — Нет, — ответил он. — Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился черный монах. Впечатление черного монаха было настолько сильное, что брат Антон еще долго не мог успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал о нем свой известный рассказ.»
Если подробно изучить весь имеющийся материал о жизни А. П. Чехова в Мелихове, включая работы различных авторов по этой теме, произведения самого Антона Павловича, его записные книжки, письма и дневники, а также воспоминания современников писателя о нем, то можно понять, какое большое значение играла мелиховская усадьба для всей семьи Чеховых. Ведь несмотря на то, что после переезда из Таганрога в Москву Чеховы прожили там более 15 лет, они так и не нашли себе место, в котором почувствовали бы себя по — настоящему дома. И только переехав в Мелихово, Чеховы наконец-то обрели свой домашний очаг. Их не испугали трудности, с которыми пришлось столкнуться в усадьбе. Даже напротив, тяжелая работа по преобразованию Мелихова еще более сблизила всех членов семьи Чеховых.
Сама усадьба Мелихово, все, что окружало А. П. Чехова, давала огромное количество материалов для работы. На первый план выходит природа усадьбы: чарующие подмосковные пейзажи, сад утопающий в зелени и цветах, созданный руками хозяев. Отсюда берут начало природные образы чеховских произведений, такие законченные и естественные. Образы мелиховских пейзажей проходят практически через все произведения Чехова того периода. Это заветный мир писателя, где осуществляются самые светлые мечты.
Жизнь сама подсказывает новые и новые сюжеты, творчество становится такой же необходимостью как потребность дышать. Здесь, в Мелихове, происходит знакомство Чехова с русской, уездной интеллигенцией, а также, дух усадьбы, тяжелый совместный труд помогают ему стать ближе к русскому крестьянству, лучше понять их тяготы и заботы, надежды и стремления. Эти новые открытия в крестьянской жизни лягут в основу социальной тематики чеховских рассказов.
Тема деревенской, крестьянской жизни станет одной из ведущих. Не остались без внимания писателя и те перемены, которые происходили в усадебном мире, постепенной уход в прошлое прежнего уклада, нарастающая потребность в добросовестном труде, более активная деятельность к которой всю жизнь стремился Чехов. Мелиховская усадьба помогла писателю по-новому взглянуть на многие веши. Влияние усадьбы на свое творчество признавал и сам А. П. Чехов. Отрезок жизни проведенный в Мелихове не только подвел итоги его прошлого, но и дал материалы для новых открытий.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Русская интеллигенция в пьесе «Дядя Ваня» (сцены из деревенской жизни)