Художественные детали в рассказе «Дама с собачкой»
В наше время, утверждают литературоведы, интерес к творчеству А. П. Чехова невероятно возрос. Наша задача, обрабатывая текст рассказа «Дама с собачкой», постичь секрет чрезвычайной популярности и актуальности произведений художника. Сегодня мы погрузимся в мир человеческих страстей, попробуем раскрыть систему жизненных ценностей героев рассказа, понять их поступки и позицию самого автора. На сколько частей разделяет автор рассказ «Дама с собачкой»? Четыре периода жизни человека: детство, молодость, зрелость, старость. Четыре страны
Время в произведении двигается довольно удивительно. Автор четко указывает, сколько времени герои находятся в Ялте перед знакомством: Гуров — две недели, Анна Сергеевна
Время исчезает тогда, когда герои целиком отдаются чувствам, когда для них не существует никого, кроме них самих. А возможно, таким образом автор подчеркивает, что подобная ситуация возникает всегда, время не влияет на настоящую любовь. Известно, что имена и фамилии героев чеховских произведений характеризуют внутренний мир своих носителей. Не являются исключением и герои рассказа «Дама с собачкой»: Дмитрий Дмитриевич Гуров, Анна Сергеевна Дидериц. Дмитрий (гр.) — тот, кого посвятили богине Деметре. Справка: богиня Деметра в греческой мифологии — богиня плодородия, покровительница земледелия, сестра Зевса, дочь Кроноса и Реи. Анна (библ.) — ханаан (евр.) — благодать. Автор «распределяет» своих героев в вертикальной проекции: земля — небо, а также в оппозиции «язычество — христианство».
И если ценности Гурова целиком земные (автор не случайно удваивает его имя: он — Дмитрий Дмитриевич). То, чем живет Анна, принадлежит духовной сфере. Отчество героини — Сергеевна (Сергей — царь), что усиливает впечатление от ее образа как от чего-то внеземного и возвышенного. Читатель видит все, что происходит в рассказе, глазами автора-рассказчика, а также Гурова. Наверное, автору важно было показать внутренние ощущения именно героя-мужчины. Комментарий для учителя. Следует вернуться к этому вопросу и в конце урока когда текст будет охвачен на всех уровнях интерпретации. Автор знакомит читателя с героями рассказа, причем он сразу сообщает имя героя, а о героине известно только то, что заметили Гуров и отдыхающие.
Кроме того, угадываются здесь обычаи тогдашнего высшего общества: слово «говорили» отсылает читателя к другим отдыхающим, единственное развлечение которых — замечать новые лица. Героиня — «молодая дама», «блондинка», «невысокого роста», «в берете», рядом с ней всегда белый шпиц. Дважды в описании есть слова, которые передают цвет — «белый», «блондинка», поэтому у читателя создается впечатление, что героиня очень светлый человек. Становится известно, что она молодая, слово «дама» свидетельствует о ее благородном происхождении, из высшего общества. Имени героини в начале произведения автор не называет. Это подчеркивает, с одной стороны, то, что читатель наблюдает за ней глазами Гурова, который о ней еще ничего не знает, а с другой — автор создает вокруг дамы ореол таинственности: «никто не знал, кто она.». Кроме того, образ героини напоминает картины изысканных дам с маленькими собачками. Почему у Гурова возникает желание познакомиться с дамой?
Гурову было скучно, и он желал развеяться, выражение «не лишнее» подчеркивает, что герой только стремился избавиться от скуки. И вдобавок его желания выдают в нем охотника за одинокими женщинами. Тот факт, что дама сама, без мужчины, настроил Дмитрия Дмитриевича на решительный шаг. Таким образом автор сообщает, что Гуров — главный герой рассказа. Становится понятно, что речь будет идти не только о легком курортном романе, а и о чем-то большем, если автор подробно рассказывает о нем. В образе Гурова автор передает обычаи всего тогдашнего общества, и раскрыть его внутренний мир — означает развернуть перед читателем картину мира всего курортного общества, показать, в какой плоскости лежат их интересы. Автор не затронул профессию героя (об этом узнаем со временем), особое внимание он уделяет именно его личной жизни.
Для Гурова отношения с женщинами, его легкие победы были единственной самореализацией в жизни, хотя и не приносили ему ни счастья, ни морального удовлетворения и лежали в плоскости только плотских наслаждений. В семье герой несчастен, жену свою не любит и боится, что тоже очень важно для понимания жизненной позиции Гурова — его лишения основной функции мужчины в семье — быть хозяином. Он — одинокий, хотя и не осознает этого, его мир женщин и романов — своеобразное бегство от реальности. Тот факт, что героя женили рано, свидетельствует о том, что он никогда никого не любил и в отношениях с женщинами не ищет любви. Повседневная жизнь Гурова — лицемерие и вранье.
Потребность врать, даже в мелочах (его принципиальность относительно «не чтения» московских газет) свидетельствует о том, что он привык жить в мире, где никто не интересуется настоящими чувствами человека). Образ Гурова вызывает литературные аллюзии с образом Эмы Бовари из романа Г. Флобера «Госпожа Бовари». Оба героя живут в мире вранья и лицемерия, в мире, в котором имеет вес только социальное положение. Стремление любой ценой оказаться в высшем мире неразрывно связано с таким миром, но он и отбирает у него духовную жизнь, шанс быть счастливым. Дмитрий Дмитриевич гордится только социальным статусом людей, с которыми он общается, а совсем не тем, какие они, эти люди, — добрые или плохие, интересные или скучные. Даже аппетит относительно пищи увеличился. Гуров целиком погрузился в свой мир Деметры — мир земных наслаждений.
Гуров впервые столкнулся с чувством искренней любви, с чистой душой, и понять это ему помог мир лицемерия, душевного холода. Герой начинает отрываться от мира, в котором ему было так удобно. Родившееся в душе Гурова искреннее чувство любви поставило его перед потребностью поделиться о нем с кем-то. Но в мире, ярчайшим представителем которого он был, никого не интересует живая душа человека. Гуров вдруг осознал, что все, чем он жил в этом затхлом мире, не просто отбирает шанс на полноценное счастье, а и шанс быть человеком. Эти слова раскрыли глаза Гурову не только на мир, в котором он жил, а и на то, кем он был на самом деле — «осетриной с душком», т. е. неполноценным мужчиной, неполноценной личностью, которая живет бескрылой жизнью в сумасшедшей бездуховности. Но в этих словах явным образом ощущается и отношение самого автора к своему герою.