Лирическое и трагическое качала в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
1. Последняя пьеса Чехова.
2. Споры вокруг произведения.
3. Символы и жанровая принадлежность.
Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс.
А. П. Чехов
В 1901 году А. П. Чехов обдумывает свою новую пьесу, по плану — водевиль или комедию: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу». Работу над пьесой «Вишневый сад» писатель закончил 12 октября 1903 году. Драматург создавал пьесу более двух лет — она была делом его жизни и творческим завещанием, его сокровенными
Во всех пьесах Чехова, в то время необычных для русского театра, Горький заметил одну черту — лиричность. Пьесы Чехова всегда двуплановы: драматическое действие всегда сопровождается авторской иронией, простая фабула имеет скрытый смысл, и за всем происходящим
По воспоминаниям Станиславского можно проследить за рождением пьесы, за тем, как Чехов воспринимает своих героев. Например, автор четко подмечает комичность Раневской и Гаева, которые до сих пор зависят от своего лакея — Раневская все время бегает занимать у него деньги, а Гаев может не выйти из дома, если ему не приготовили брюки. В письмах, делая пояснения для актеров, Чехов писал о Раневской так: «Старая женщина, все в прошлом, ничего в настоящем. Угомонить такую женщину может только одна смерть. Раневскую играть не трудно, надо только придумать улыбку и манеру смеяться.». Заметим подчеркивание свойственного героине смеха, это еще один довод в пользу авторского определения пьесы как комедии. Только Варю он характеризует как плаксу, в остальном же замечает, что если даже у Ани на глазах слезы, то говорит она весело. В ремарках же «сквозь слезы» означает только настроение, а не наличие слез. Последнее четвертое действие Чехов предполагал сделать веселым, «да и вся пьеса веселая, легкомысленная». Автор меньше всего хотел, чтобы из пьесы на сцене сделали трагическую историю. Но последний акт из двенадцатиминутного превратился в слишком затянутый, и спектакль в результате имел небольшой успех. Чехов недоволен премьерой, говорит, что Станиславский сгубил пьесу, а актеры играют «растерянно и неярко».
Позже, с каждой постановкой театр приближался к тому, что хотел бы видеть автор. Символическая смена хозяев сада — это отражение процесса развития России: крепостное прошлое уже далеко, но оно оставило свой отпечаток. Проблема спасения имения от торгов занимает действующих лиц на протяжении всей пьесы, но в пьесе нет ни ожидаемого при такой постановке сюжета столкновения лиц, антагонизма, противоборства социального, все наоборот — Лопахин (а это центральная роль в пьесе, по мнению автора) может помочь спасти сад. Для Чехова происходящее проецируется на более глобальные события — это историческая смена прошлого России ее настоящим и будущим. Хочется заметить, что образ сада для автора совсем не связан с прошлым, это светлый радостный образ светлого будущего. Думая о названии, Чехов говорил не «Вишневый сад», а «Вишневый» именно потому, что первый вариант понимался в то время как «приносящий доход». Сад же вишневый — это «поэзия былой барской жизни», красота, радость. Доходность вишневого сада потеряна, поэтому он будет вырублен.
Присутствие автора в пьесе делает ее лирической. Все герои не драматичны, а некоторые даже комичны. Все это указывает на жанровую принадлежность пьесы к лирической комедии.
Сад, упомянутый даже в энциклопедическом словаре, это символ воспоминаний о прошлом. Это не только ностальгические воспоминания героев о беззаботном детстве, но и о крепостном укладе, которые совсем не окрашены положительными эмоциями, хотя автор не говорит об этом прямо. Так и везде далее в пьесе, по замечанию А. П. Скафтымова, все подается в двойственном восприятии. Чехов и иронизирует над своими героями, и сочувствует им. В чем же драма героев? Вовсе не в том, что они лишаются сада, связывающего их с прошлым и некогда приносившего доход. А в том, что они недовольны собой и своим местом в жизни, в настоящем. Ощущение надвигающегося конца заканчивается в пьесе стуком топора. Герои разобщены, и разлад их с настоящим чувствуется во всем. Иногда складывается впечатление, что все монологи героев произносятся в пустоту, проходят мимо окружающих. Особенно отчетливо, в гротескной форме, это видно в диалогах хозяев сада с глуховатым Фирсом.
В пьесах Чехова не разрешаются противоречия, конфликты ничего не разрешают и никто из героев не одерживает верх. Герои «Вишневого сада» не готовы жить в светлом будущем, среди них нет его созидателей — даже Лопахин, от которого зависит дальнейшая судьба сада, строит будущее только в своих мечтах, не просчитав возможности их практического исполнения.
Да, это комедия по авторскому определению, но за внешним комизмом и бессобытийностью проступает второй план — драматический. Автор рассказывает нам не о конфликте действующих лиц, а о столкновении прошлого и настоящего, о том, что герои разобщены и мало связаны с реалиями жизни.