Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч»
Как мы поживаем тут? Да никак.
Старимся, полнеем, опускаемся.
А. П. Чехов
Рассказ Чехова из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни Дмитрия Ионыча Старцева.
Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в земскую больницу молодой доктор. Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни — «помогать страдальцам, служить народу». Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Все ему кажется интересным, занимательным, новым.
Вся
Самой «талантливой» семьей в городе С. считалась семья Туркиных. Но читателю становится не по себе в обществе этой «умной, интересной семьи», в мире праздности, скуки, застойности их жизни.
«Прошло больше года. в трудах и одиночестве.» Старцев помнил Туркиных, но «в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа». Наконец он с радостью принял «голубой конверт» с приглашением Туркиных и
В пленительном чаду любви Старцев не видел истины и не мог понять, что перед ним самая заурядная, уездная барышня, привлекательная только всепобеждающей прелестью молодости, а не друг и даже не настоящий собеседник. Он не замечал ее легкомыслия, наоборот, «она казалась ему очень умной и развитой не по летам».
Даже ее глупый поступок — нелепая записка, заставляет его прозреть только на один миг: «Ну, уже это совсем не умно», — подумал он, придя в себя. Старцев на кладбище — одна из самых поэтических страниц, когда человек будто сливается с природой. Это Старцев переживает прекрасные, неповторимые в жизни минуты! Но вот он садится в коляску — и каким же диссонансом звучат его трезвые, такие прозаичные слова и мысли: «Я устал.» — сказал он и подумал: «Ох, не надо бы полнеть». И становится грустно, обидно и жаль того Старцева, который только что шагал прекрасной весенней ночью, беззаботно улыбаясь и напевая.
Прошло четыре года после того, как Котик отвергла молодого доктора. Что же принесли они Старцеву? Большую практику в городе, «тройку лошадей с бубенчиками» и одышку. Сам он «пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком». И его неизменный спутник Пантелеймон тоже пополнел, «и чем он больше рос в ширину, тем печальнее вздыхал и жаловался на свою горькую участь: езда одолела!»
Старцев снова встречает Екатерину Ивановну. Он очень изменился, духовно почти умер, она стала более зрелой и серьезной, поняла, что из нее не получится пианистки. Лишь одна иллюзия живет в ней — любовь к ней Старцева. И с этой иллюзией она должна расстаться.
Старцеву же не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — думал он.
Пятая глава, как и предыдущая, начинается с указания срока: «Прошло еще несколько лет», и дальше автор подводит итог жизни Старцева.
Он одинок. «Живется ему скучно, ничто его не интересует». «По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает». В финале рассказа он уже с с трудом вспоминает дом, в котором с таким удовольствием бывал, и женщину, которую любил: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?» Жизнь его шла по тому же проклятому кругу, по которому двигалась, всегда оставаясь на месте, и жизнь Туркиных, и жизнь губернского города С.
«Вот и все, что можно сказать про него», — заканчивает автор грустную повесть жизни земского врача Дмитрия Ионыча Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.