Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова «Душечка»
В рассказе А. П. Чехова «Душечка» удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо богатой, поэтической, целеустремленной натуры он представляет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содержанием человека.
Такова Душечка — Оленька Племянникова, а затем Кукина и Пустовало, которая была замечательна лишь тем, что не могла жить без «любви», привязанности к кому-нибудь. О настоящей любви здесь
Но самое главное, что вызывает не только улыбку автора, но и нашу, это то, что пока рядом с Оленькой был человек, пусть даже глупый и недалекий, но любящий высказывать свое мнение, «жили они хорошо».
За всю свою жизнь Душечка так и не сумела ни о чем подумать самостоятельно. О какой же любви тут может идти речь?
Во время чтения читатель невольно задается вопросом: а что же будет, если Душечка останется одна? Если некому будет думать за нее, устанавливать распорядок жизни? И Чехов помещает ее в такую ситуацию.
Мужья умерли, ветеринар уехал, и рядом с Оленькой никого не осталось. Но для нее страшнее всего в жизни не » одиночество само по себе, а то, что «у нее уже не было никаких мыслей. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить». Как плохо, когда у человека в мыслях и в сердце «такая же пустота, как на дворе».
Душечке вдруг стало некому дарить свою жертвенность, покорность, смирение, и она очень быстро «постарела и подурнела» от такой одинокой жизни. Но вот рядом появляется чужой ребенок, мальчик Саша — и всю любовь она отдает этому заброшенному родителями гимназисту, переживая за него, заботясь о нем, по-своему воспитывая. «С радостью, со слезами умиления» она чуть ли не молится на своего «спасителя».
Очень правдивый, яркий, живучий образ удалось создать А. П. Чехову в этом рассказе. Он говорит о том, что сердечность, доброта, умение жертвовать собой должны быть активной частью человека, иначе личность будет подобна флюгеру на ветру, зависима от внешних обстоятельств. Писатель учит нас узнавать самих себя, действовать, не бояться высказывать свое мнение, ведь лучше допустить множество ошибок, но прийти к истине «своими ногами».