Чехов как мастер реалистического рассказа


Какие же основные свойства характеризуют реализм Чехова? Прежде всего реализм их стиля. В рассказе А. П. Чехова мы находим и простоту, безыскусственность пушкинского реализма, и беспощадность гоголевского обнажения жизненной пошлости, “страшной тины мелочей, в которых погрязает обыкновенный человек”. Начав с анекдота и занимательного сюжета, Чехов, верный принципу писать только правду, “то, что есть”, постепенно переходит к глубокому показу русской жизни, вскрывая умело и талантливо, честно й правдиво ее темные стороны. Чехов не боится правды и, бесстрашно срывая с жизни ее пестрые одежды, выносит ей приговор короткой и сильной фразой: “Больше так жить невозможно”. В рассказах его изображается русская жизнь конца XIX в. Перед читателем проходят представители всех классов и общественных групп России – от нищего до богача-аристократа, всех профессий – от извозчика до архиерея.
И во всех случаях автор говорит только правду, которая нужна обществу. Но Чехов описывает не только внешнюю правду жизни. Будучи блестящим психологом, Чехов вскрывает человеческую психику с мастерством и проникновением врача-экспериментатора. Он умел рассказать о внутренней жизни ребенка, подростка, взрослого человека, старика, женщины, ожидающей ребенка. Даже психику животных писатель вскрывал в таких известных рассказах, как “Белолобый” и


“Каштанка”. Весь его писательский метод является блестящим примером разрешения этой литературной задачи.
Подавляющее большинство рассказов Чехова – это рассказы-миниатюры. Чехов считал, что писать необходимо “кратко”, т. е. “талантливо”. Краткость формы и талантливость для него были синонимами. Чтобы добиться этой краткости, Чехов шел по линии совершенно нового отношения к читателю, которого он привлекает к своей творческой работе. Чехов требует активности читательского воображения, которое он сам умел возбудить, дав толчок мысли читателя. Достигал он этого путем применения правдивых и неожиданных деталей при обрисовке образов, вещей, природы, поведения персонажей. Чехов. часто дает только деталь, на основании которой читатель должен был уже сам дополнять образ в целом.
Такую роль в языке персонажа выполняет словцо “пожалуйста” у Туркина (“Ионыч”), а в характеристике персонажа – стук палкой о пол, когда Ионыч сердится на больных. Этот прием активизации читателя позволял автору сократить до предела или даже совсем упразднить “общие места” прежней литературы, ставшие шаблонными: предварительные экспозиции положений и характеров, длинные описания всякого рода -все это автор по-своему “реконструирует”. Так, одному писателю Чехов советовал: не нужно подробно описывать вид бедной просительницы-достаточно вскользь упомянуть, что она была в рыжей тальме. В целях достижения краткости формы Чехов избегает в рассказе большого количества персонажей. Это количество ограничивается у него иногда двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует подробно, разбрасывая остальных “по фону, как мелкую монету”. Этот прием в наше время своеобразно используется в театрах, когда особо важные образы или мизансцены освещаются прожектором, чтобы обратить внимание зрителя на важнейшее.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Жизнь ночлежников в пьесе на дне.
Сейчас вы читаете: Чехов как мастер реалистического рассказа