История создания произведений И. А. Бунина
История создания произведений И. А. Бунина — крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреата среди представителей русской литературы — четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. — произведения, написанные в России (из прозы: «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан — Франциско», «Братья», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Сны Чанга» и др.; из поэзии: «Листопад», «На распутье», «Последняя
Уникальность творческого пути Бунина состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет оно сохранило единство идейноэстетических позиций писателя. В отличие
Другой особенностью творческого пути Бунина является то, что в нем одновременно развивается поэтическая и прозаическая линии. Первый юношеский сборник стихов был опубликован в 1891 г. в Орле (Бунин родился в обедневшей дворянской семье и большую часть детства и юности провел в поместье Озерки Орловской губернии), а в 1893 г. «Русское богатство» напечатало его рассказ «Деревенский эскиз» («Танька»). Много лет спустя Бунин говорил: «Свои стихи . я не отграничиваю от своей прозы». Изначально оказавшись рядом, они продолжали сосуществовать и далее, но если в ранний период поэзия вела за собой прозу, то в зрелом творчестве Бунин, прежде всего, прозаик, мастер рассказа и повести, великолепный стилист, в прозе которого ощущается мощное лирическое начало. Активно печататься Бунин начал со второй половины 1890-х г., когда переселился в Москву и сблизился со многими видными писателями (прежде всего А. П. Чеховым и участниками литературного кружка «Среда» — А. М. Горьким, А. И. Куприным, Л. Н. Андреевым и др.). Именно Чехов высоко оценил творчество молодого автора: «Из него большой писатель выйдет». Самым ярким талантом своего поколения Бунина считал и Горький, печатавший большую часть его произведений того периода в возглавляемом им издательстве «Знание». Вскоре заслуги Бунина в литературе были признаны широкой общественностью: в 1903 г. ему присудили Пушкинскую премию за поэтический сборник «Листопад» (1901) и перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В 1909 г. писатель был избран почетным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности.
В дальнейшем творчество Бунина заслужило всемирное признание, свидетельством чему стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1933 г. прежде всего за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1937), самое крупное произведение писателя, в котором ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в ретроспективе. Шедевром позднего творчества Бунина стал сборник рассказов «Темные аллеи» (1944), также связанных с памятью о России, ее прошлом, и объединенных общей темой любви.
В последние годы писатель работал над книгами, посвященными писателям, ставшим для него главными духовными и творческими ориентирами в жизни. Это художественно-философский трактат «Освобождение Толстого» (1937) и неоконченная книга «Чехов». Одним из последних слов писателя, обращенных к потомкам, стал рассказ «Бернар», который Бунин незадолго до смерти нашел среди своих старых произведений, исправил и сделал из него нечто вроде поэтического завещания, в котором отметил, что «заслужил право сказать о себе» как о художнике, исполнившем «свой скромный долг». А последнее его стихотворение «Два венка» рисует уже образ надвигающейся смерти:
Жду нового венка — и помню, что сплетен
Из мирта темного он будет:
В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон,
Он навсегда чело мое остудит.
Писателя не стало 7 ноября 1953 года. Он был отпет в русской церкви в Париже при большом стечении людей и похоронен на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.