История создания произведений И. А. Бунина

История создания произведений И. А. Бунина – крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреа­та среди представителей русской литературы – четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. – произведения, написан­ные в России (из прозы: “Антоновские яблоки”, “Деревня”, “Сухо­дол”, “Иоанн Рыдалец”, “Чаша жизни”, “Господин из Сан – Франциско”, “Братья”, “Легкое дыхание”, “Грамматика любви”, “Сны Чанга” и др.; из поэзии: “Листопад”, “На распутье”,

“Послед­няя гроза”, “Ночь”, “Русская весна”, “Ландыш”, “И цветы, и шмели, и трава, и колосья.” и др.). 1920-1953 г. – годы эмиграции, кото­рые были отмечены большой творческой активностью писателя (из прозы: “Роза Иерихона”, “Солнечный удар”, “Митина любовь”, ро­ман “Жизнь Арсеньева”, сб. рассказов “Темные аллеи” и др.; из по­эзии: “Радуга”, “Петух на церковном кресте”, “Встреча”, “Опять хо­лодные седые небеса.” и др.).
Уникальность творческого пути Бунина состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет оно сохранило единство идейно­эстетических
позиций писателя. В отличие от многих соотечествен­ников, оказавшихся за рубежом, Бунин, враждебно встретивший Октябрьскую революцию 1917 г. (свидетельство об этом времени писатель оставил в дневниках “Окаянные дни”, опубликованных в 1925 г. уже в эмиграции), продолжал писать, не пережив, по сути, какого-либо творческого слома или кризиса. Более того, многие критики считают, что качество и значимость произведений, создан­ных в эмиграции, выше, чем написанное в дореволюционной Рос­сии. Но основы мировоззрения писателя, своеобразие его художест­венного мира сформировались еще в дореволюционный период. Окружающую его эмигрантскую действительность Бунин не при­нимал (большую часть времени он жил достаточно уединенно в не­большом городке Грас на юге Франции), а в творчестве писатель углубляет и развивает темы и мотивы, характерные для произве­дений, написанных в России. Теперь его книги вдохновляются па­мятью о России, которую он покинул и потерял навсегда. “Нет раз­лук и потерь, доколе жива моя душа, моя любовь, память!” – отме­чал Бунин. Он до конца остался именно русским писателем, который усвоил и продолжил традиции великой русской литерату­ры XIX века: “Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до малей­шего корешка чувствую”, – говорил Бунин.
Другой особенностью творческого пути Бунина является то, что в нем одновременно развивается поэтическая и прозаическая линии. Первый юношеский сборник стихов был опубликован в 1891 г. в Ор­ле (Бунин родился в обедневшей дворянской семье и большую часть детства и юности провел в поместье Озерки Орловской губернии), а в 1893 г. “Русское богатство” напечатало его рассказ “Деревенский эс­киз” (“Танька”). Много лет спустя Бунин говорил: “Свои стихи . я не отграничиваю от своей прозы”. Изначально оказавшись рядом, они продолжали сосуществовать и далее, но если в ранний период поэзия вела за собой прозу, то в зрелом творчестве Бунин, прежде всего, прозаик, мастер рассказа и повести, великолепный стилист, в прозе которого ощущается мощное лирическое начало. Активно печататься Бунин начал со второй половины 1890-х г., ко­гда переселился в Москву и сблизился со многими видными писате­лями (прежде всего А. П. Чеховым и участниками литературного кружка “Среда” – А. М. Горьким, А. И. Куприным, Л. Н. Андреевым и др.). Именно Чехов высоко оценил творчество молодого автора: “Из него большой писатель выйдет”. Самым ярким талантом своего поко­ления Бунина считал и Горький, печатавший большую часть его про­изведений того периода в возглавляемом им издательстве “Знание”. Вскоре заслуги Бунина в литературе были признаны широкой обще­ственностью: в 1903 г. ему присудили Пушкинскую премию за поэти­ческий сборник “Листопад” (1901) и перевод поэмы Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате”. В 1909 г. писатель был избран почетным акаде­миком Российской академии наук по разряду изящной словесности.
В дальнейшем творчество Бунина заслужило всемирное при­знание, свидетельством чему стала Нобелевская премия, присуж­денная ему в 1933 г. прежде всего за автобиографический роман “Жизнь Арсеньева” (1927-1937), самое крупное произведение писа­теля, в котором ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в ретроспективе. Шедевром позднего твор­чества Бунина стал сборник рассказов “Темные аллеи” (1944), так­же связанных с памятью о России, ее прошлом, и объединенных общей темой любви.
В последние годы писатель работал над книгами, посвященны­ми писателям, ставшим для него главными духовными и творче­скими ориентирами в жизни. Это художественно-философский трактат “Освобождение Толстого” (1937) и неоконченная книга “Чехов”. Одним из последних слов писателя, обращенных к потом­кам, стал рассказ “Бернар”, который Бунин незадолго до смерти нашел среди своих старых произведений, исправил и сделал из не­го нечто вроде поэтического завещания, в котором отметил, что “за­служил право сказать о себе” как о художнике, исполнившем “свой скромный долг”. А последнее его стихотворение “Два венка” рисует уже образ надвигающейся смерти:
Жду нового венка – и помню, что сплетен
Из мирта темного он будет:
В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон,
Он навсегда чело мое остудит.
Писателя не стало 7 ноября 1953 года. Он был отпет в русской церкви в Париже при большом стечении людей и похоронен на зна­менитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Процес обучения сущность.
Сейчас вы читаете: История создания произведений И. А. Бунина