Антоновские яблоки — изобразительные приемы

В творчестве Бунина живут лучшие традиции «золотого века» русской литературы. Г. Адамович, близко знавший Бунина, писал: «Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы наслушаться, — именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня».
Бунин нашел единственную верную возможность сохранить холодную чистоту и меланхолию усадебных образов, натюрмортов и пейзажей. Эти старые усадьбы, мелкопоместный быт, природа,

аллеи — словом, вся бунинская эстетика — приметы «золотого века», который для И. А. Бунина не в будущем, а в прошлом. В ней, кроме зримо ощутимой личности автора, присутствует ограниченный набор образов; и чаще всего — это ветшающая усадьба, в заросшем саду кленовая, липовая или березовая аллея, она ведет к реке или пруду, две-три скамейки, а на заднике — время года. Чаще всего осень, реже — весна или лето. И еще: деревня, поле за нею и лес.
В «Антоновских яблоках» герой проживает в своих воспоминаниях длинную и трогательную усадебную осень. С охотами, обедами, библейскими образами крестьян из богатых Выселок.
А какие красивые, загорелые, с обветренными лицами люди собираются у Арсения Семеныча: в поддевках и длинных сапогах, раскрасневшиеся после обеда и «шумных разговоров». А сад после дождя: «Но зато как красив он был, когда снова наступила ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!» Бунин высказал теплые чувства к давно минувшему, мечту о возвращении духовной атмосферы старинных дворянских гнезд.
Сделано в рассказе еще одно признание: «.хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» Естественный быт, разумные устои совместного труда, близость к природе видел и сочно изобразил Бунин в сельском, богатом или нищенском, существовании. Автор идеализирует этот мир, в том числе, идеализирует внутреннее состояние тех, кто крепко связан с полями и лесными дорогами. Этот уходящий в прошлое уклад души и символизирует ядреный запах антоновских яблок.
Произведение начинается многоточием, то есть описываемое словно выхвачено из самой стихии жизни, из ее бесконечного потока. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных с ними. Для лирического героя Бунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная относительность времени является одной из характерных черт бунинской прозы.
Одним из главных образов-лейтмотивов является в произведении образ запаха, сопровождающий все повествование от начала и до конца. С течением времени запахи меняются от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа — к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, — во второй, третьей и четвертой его частях («запах дыма», «в запертых сенях пахнет псиной», запах «дешевого табаку» или «просто махорки»).
Меняются запахи — меняется сама жизнь, ее основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия. Произведении построено на контрастах, создает у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатленного на полотне художника: «В темноте, в глубине сада, — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра.»
Цвета, как и запахи, меняются по ходу произведения. Полутона и оттенки («бирюзовый», «лиловатый» и другие), присутствовавшие в первых частях произведения, сменяются контрастом черного и белого («черный сад», «поля резко чернеют пашнями. забелеют поля», «снежные поля»).
Многообразие жизни, ее движение передают также в произведении звуки: «прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов. голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок». Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.
Чувственное восприятие мира дополняется в «Антоновских яблоках» образами осязательными: «с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла», «толстая шершавая бумага» — и вкусовыми: «вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас — крепкий и сладкий-пресладкий.».
С максимальной точностью и выразительностью мироощущение героя «Антоновских яблок» выражено словами: «Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!» Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: «жадно и емко дышала моя грудь», «все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах.»
Однако в художественном мире Бунина радость жизни соединяется с трагическим сознанием ее конечности. Писатель постоянно помнит о том, что «все живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели». И в «Антоновских яблоках» мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.
Перемерли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч.» Умирает не просто прежний уклад жизни — умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа все более отчетливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода. С особенной силой это показано в образе сада, когда-то «большого, золотого», наполненного звуками, ароматами, теперь же — «озябшего за ночь, обнаженного», «почерневшего», а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное «в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко», которое «почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие».
Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении: «Потом примешься за книги — дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках. и понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска.
«Антоновские яблоки» можно считать «Эпитафией», безусловно, этому духовному миру, резко контрастирующему с цинизмом и разобщенностью новой эпохи.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Антоновские яблоки — изобразительные приемы