В творчестве Бунина живут лучшие традиции “золотого века” русской литературы. Г. Адамович, близко знавший Бунина, писал: “Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы наслушаться, – именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня”.
Бунин нашел единственную верную возможность сохранить холодную чистоту и меланхолию усадебных образов, натюрмортов и пейзажей. Эти старые усадьбы, мелкопоместный быт, природа, аллеи – словом, вся бунинская эстетика – приметы “золотого века”, который для И. А. Бунина не в будущем, а в прошлом. В ней, кроме зримо ощутимой личности автора, присутствует ограниченный набор образов; и чаще всего – это ветшающая усадьба, в заросшем саду кленовая, липовая или березовая аллея, она ведет к реке или пруду, две-три скамейки, а на заднике – время года. Чаще всего осень, реже – весна или лето. И еще: деревня, поле за нею и лес.
В “Антоновских яблоках” герой проживает в своих воспоминаниях длинную и трогательную усадебную осень. С охотами, обедами, библейскими образами крестьян из богатых Выселок. А какие красивые, загорелые, с обветренными лицами люди собираются у Арсения Семеныча: в поддевках и длинных сапогах, раскрасневшиеся после обеда и “шумных разговоров”. А сад после дождя: “Но зато как красив он был, когда снова наступила ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!” Бунин высказал теплые чувства к давно минувшему, мечту о возвращении духовной атмосферы старинных дворянских гнезд.
Сделано в рассказе еще одно признание: “.хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!” Естественный быт, разумные устои совместного труда, близость к природе видел и сочно изобразил Бунин в сельском, богатом или нищенском, существовании. Автор идеализирует этот мир, в том числе, идеализирует внутреннее состояние тех, кто крепко связан с полями и лесными дорогами. Этот уходящий в прошлое уклад души и символизирует ядреный запах антоновских яблок.
Произведение начинается многоточием, то есть описываемое словно выхвачено из самой стихии жизни, из ее бесконечного потока. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных с ними. Для лирического героя Бунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобная относительность времени является одной из характерных черт бунинской прозы.
Одним из главных образов-лейтмотивов является в произведении образ запаха, сопровождающий все повествование от начала и до конца. С течением времени запахи меняются от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьей и четвертой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах “дешевого табаку” или “просто махорки”).
Меняются запахи – меняется сама жизнь, ее основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений...

героя, смена мировосприятия. Произведении построено на контрастах, создает у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатленного на полотне художника: “В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра.”
Цвета, как и запахи, меняются по ходу произведения. Полутона и оттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), присутствовавшие в первых частях произведения, сменяются контрастом черного и белого (“черный сад”, “поля резко чернеют пашнями. забелеют поля”, “снежные поля”).
Многообразие жизни, ее движение передают также в произведении звуки: “прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов. голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”. Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.
Чувственное восприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными: “с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”, “толстая шершавая бумага” – и вкусовыми: “вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий.”.
С максимальной точностью и выразительностью мироощущение героя “Антоновских яблок” выражено словами: “Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!” Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и емко дышала моя грудь”, “все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах.”
Однако в художественном мире Бунина радость жизни соединяется с трагическим сознанием ее конечности. Писатель постоянно помнит о том, что “все живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели”. И в “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.
Перемерли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч.” Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа все более отчетливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода. С особенной силой это показано в образе сада, когда-то “большого, золотого”, наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнаженного”, “почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко”, которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.
Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении: “Потом примешься за книги – дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках. и понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска.
“Антоновские яблоки” можно считать “Эпитафией”, безусловно, этому духовному миру, резко контрастирующему с цинизмом и разобщенностью новой эпохи.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Антоновские яблоки – изобразительные приемы