«Легкое дыхание» И. Бунина шедевр новеллистики XX столетия

Новелла «Легкое дыхание», написана И. Буниным, — настоящий шедевр мировой новеллистики, так как автору удалось в короткой форме передать не только историю Оли Мещерской. По закону жанра, новелла должна воссоздать в малом, уникальном, конкретном событии из жизни одного человека всю его жизнь, а в нем — жизнь общества, его способ существования. И писатель создает неповторимый поэтический образ девушки, которая еще только мечтает о единой звездной любви, посредством модернизма. О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько

разные люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любовь». По его мнению, любовь — это «темные аллеи», преисполненные чего-то таинственного и неожиданного, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или не узнать своевременно.
Потом могут прийти тяжелое разочарование, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства. В произведениях Бунина случаются трагические финалы через конфликт между идеальным и реальным, но гибель героев
почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид наилучшего исхода событий.
С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание». События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными. Молодая девушка ведет непонятную игру в любовь с офицером, что был «некрасив и плебейского вида, который не имел ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская».
В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от возвратного» — даже при таком развитии событий любовь будет оставаться чем-то светлым и нетронутым, она выше будничной грязи. Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточки умерших, классная руководительница сама себе задает риторических вопрос: «как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что связано теперь с именем Оли Мещерской?» Он не нуждается в ответе, но ответ присутствует вне слов во всем тексте рассказа.
Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной девушки, жаждущей любви, мечтательной. Вопреки установкам общественной морали, ее уступки и ее образ почти во всех вызывают увлечение. Почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее», почему-то классная руководительница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременное» замужество, ссылаясь на общепринятые моральные ценности, после гибели девушки, каждую неделю приходит на ее могилу, живет мыслями о ней, да еще и чувствует себя счастливой «как все преданные мечте люди».
Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в уродливой действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которое невозможно сохранить в действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она словно заряжает других своей радостью.
Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, поневоле введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близким с ней, верил в ее любовь и не смог смириться с потерей своей иллюзии. Но ведь не каждый человек может вызвать такую сильную страсть.
Многих бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят до таких крайностей. Это снова свидетельству

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Легкое дыхание» И. Бунина шедевр новеллистики XX столетия