Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» — вершинное произведение М. Булгакова. Работа над романом, начатым зимой 1928-29 гг., велась в общей сложности более 10 лет. Авторская правка шла до последних дней. Параллельно с этим создавались другие произведения, но роман «Мастер и Маргарита» стал книгой, с которой Булгаков не мог расстаться, — «романом-судьбой, романом-завещанием» (В. Лакшин). Про некоторых писателей можно сказать, что они на протяжении всей своей творческой жизни разрабатывали одну тему. Такой «сквозной» темой для Лермонтова стала

тема «гонимого миром странника», человека, находящегося в неизбежном конфликте с обществом. Тургенев представил в своих романах образы героев эпохи. Достоевский выступал за устройство мира по христианским законам. Для Булгакова же главной темой стала тема творчества, осмысление судьбы художника, противостоящего власти, и роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя весь художественный опыт писателя.
Своего героя — мастера — Булгаков наделяет чертами собственной биографии. Обстановка травли, в которой автор оказался со 2-й половины 20-х гг., напоминает обстоятельства, о которых рассказывает герой романа.
На долю Булгакова выпали уничтожающие разносы в прессе, снятие его пьес с репертуара, невозможность печататься. Казалось, что мир специально устроен так, чтобы помешать воплощению замыслов художника. В «Мастере и Маргарите», как и в других произведениях Булгакова («Адам и Ева», «Блаженство», «Театральный роман», «Кабала святош», «Последние дни»), как и в самой его жизни, власть пытается помешать творцу приблизиться к истине, открывает травлю на него, стремится погубить. Москвичи тридцатых годов — это люди с запрограммированным сознанием, мыслящие исключительно в пределах установленных рамок. За границы определенных представлений не выходят даже те, кто, казалось бы, нричастен к творчеству. Но в том-то и дело, что эта причастность — кажущаяся. Разве можно назвать творческими людьми в истинном смысле этого слова членов МАССОЛИТа? Билет, известный всей Москве, — «коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой», — билет, дающий право на множество жизненных благ, — вот что отличает этих людей от прочих. Подлинного же художника возвышает над окружением талант, заставляющий стремиться к истине. Всесильная власть превратила литературу в часть тоталитарного уклада жизни, и печальна история человека, не способствующего его укреплению. Мастер вдохновенно работает над романом на «странную тему» и потому становится жертвой прислужников режима. Мастеру приходится пережить крах надежд, стать свидетелем поругания над истиной и попрания справедливости, Его роман называют «попыткой протащить в печать апологию Иисуса Христа», «пилатчинрй». Трудно забыть, как мастер вернулся в свой дворик к светящимся окнам «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами». Причиной ареста послужил донос Алоизия Могарыча: он прочитал статью Латунского о романе и сообщил, что его автор хранит у себя нелегальную литературу. Но Латунский и ему подобные критики, ограждая литературу от «пилатчины» во имя ложно понятого порядка, сами становятся преградой правде.
Герой Булгакова не желает становиться духовным приспособленцем. Его роман — истина от первого до последнего слова. «О, как я угадал!» — поражаясь, шепчет сам мастер. Кажется, что он достоин высшей награды.
Но почему же тогда посмертную судьбу мастера определяют слова: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? Конечно, я не думаю, что покой — чересчур ущербная награда. Покой Всегда считался одной из высших человеческих ценностей. Вспомним Пушкина: «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит!.». Это стихотворение содержит формулу: «на свете счастья нет, но есть покой и воля». О необходимости «покоя и воли» для «освобождения гармонии» писал Александр Блок в статье «О назначении поэта». Слово «покой» часто встречается в письмах Булгакова. О значимости этого понятия для писателя говорит и упоминание о нем в тексте романа: Понтий Пилат страдает оттого, что и ночью при луне ему «нет покоя». Обретение покоя — это действительно то, чего жаждет истерзанная душа булгаков-ского мастера. В последнем приюте он получает полную свободу, возможность творить вечно. Но все же покой, несмотря на всю свою ценность, ниже света. Однако свет мастер и в самом деле не заслужил. Созданный роман оказался для него непосильной ношей. Перенесенные страдания сломили мастера, лишили «мечтаний и вдохновений», внутренне опустошили. Насколько деятельна, активна Маргарита, настолько мастер безропотен. Маргарита радуется возвращенной Воландом рукописи, мастера же пугает ее возвращение: он хочет навсегда забыть о своем романе, вычеркнуть, можно даже сказать, вытолкнуть его из жизни. Он отказывается от продолжения писательского труда, подобно тому, как отказался от своей фамилии. А оставление собственного призвания, по Булгакову, тяжкий грех.
И все же я считаю, что мастер достоин восхищения: его роман — это утверждение веры среди безверия, подлинного искусства на фоне жалкой МАССОЛИТовс-кой суеты.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»