Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

“Мастер и Маргарита” – вершинное произведение М. Булгакова. Работа над романом, начатым зимой 1928-29 гг., велась в общей сложности более 10 лет. Авторская правка шла до последних дней. Параллельно с этим создавались другие произведения, но роман “Мастер и Маргарита” стал книгой, с которой Булгаков не мог расстаться, – “романом-судьбой, романом-завещанием” (В. Лакшин). Про некоторых писателей можно сказать, что они на протяжении всей своей творческой жизни разрабатывали одну тему. Такой “сквозной” темой для Лермонтова стала

тема “гонимого миром странника”, человека, находящегося в неизбежном конфликте с обществом. Тургенев представил в своих романах образы героев эпохи. Достоевский выступал за устройство мира по христианским законам. Для Булгакова же главной темой стала тема творчества, осмысление судьбы художника, противостоящего власти, и роман “Мастер и Маргарита” вобрал в себя весь художественный опыт писателя.
Своего героя – мастера – Булгаков наделяет чертами собственной биографии. Обстановка травли, в которой автор оказался со 2-й половины 20-х гг., напоминает обстоятельства, о которых рассказывает герой
романа. На долю Булгакова выпали уничтожающие разносы в прессе, снятие его пьес с репертуара, невозможность печататься. Казалось, что мир специально устроен так, чтобы помешать воплощению замыслов художника. В “Мастере и Маргарите”, как и в других произведениях Булгакова (“Адам и Ева”, “Блаженство”, “Театральный роман”, “Кабала святош”, “Последние дни”), как и в самой его жизни, власть пытается помешать творцу приблизиться к истине, открывает травлю на него, стремится погубить. Москвичи тридцатых годов – это люди с запрограммированным сознанием, мыслящие исключительно в пределах установленных рамок. За границы определенных представлений не выходят даже те, кто, казалось бы, нричастен к творчеству. Но в том-то и дело, что эта причастность – кажущаяся. Разве можно назвать творческими людьми в истинном смысле этого слова членов МАССОЛИТа? Билет, известный всей Москве, – “коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой”, – билет, дающий право на множество жизненных благ, – вот что отличает этих людей от прочих. Подлинного же художника возвышает над окружением талант, заставляющий стремиться к истине. Всесильная власть превратила литературу в часть тоталитарного уклада жизни, и печальна история человека, не способствующего его укреплению. Мастер вдохновенно работает над романом на “странную тему” и потому становится жертвой прислужников режима. Мастеру приходится пережить крах надежд, стать свидетелем поругания над истиной и попрания справедливости, Его роман называют “попыткой протащить в печать апологию Иисуса Христа”, “пилатчинрй”. Трудно забыть, как мастер вернулся в свой дворик к светящимся окнам “в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами”. Причиной ареста послужил донос Алоизия Могарыча: он прочитал статью Латунского о романе и сообщил, что его автор хранит у себя нелегальную литературу. Но Латунский и ему подобные критики, ограждая литературу от “пилатчины” во имя ложно понятого порядка, сами становятся преградой правде.
Герой Булгакова не желает становиться духовным приспособленцем. Его роман – истина от первого до последнего слова. “О, как я угадал!” – поражаясь, шепчет сам мастер. Кажется, что он достоин высшей награды.
Но почему же тогда посмертную судьбу мастера определяют слова: “Он не заслужил света, он заслужил покой”? Конечно, я не думаю, что покой – чересчур ущербная награда. Покой Всегда считался одной из высших человеческих ценностей. Вспомним Пушкина: “Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит!.”. Это стихотворение содержит формулу: “на свете счастья нет, но есть покой и воля”. О необходимости “покоя и воли” для “освобождения гармонии” писал Александр Блок в статье “О назначении поэта”. Слово “покой” часто встречается в письмах Булгакова. О значимости этого понятия для писателя говорит и упоминание о нем в тексте романа: Понтий Пилат страдает оттого, что и ночью при луне ему “нет покоя”. Обретение покоя – это действительно то, чего жаждет истерзанная душа булгаков-ского мастера. В последнем приюте он получает полную свободу, возможность творить вечно. Но все же покой, несмотря на всю свою ценность, ниже света. Однако свет мастер и в самом деле не заслужил. Созданный роман оказался для него непосильной ношей. Перенесенные страдания сломили мастера, лишили “мечтаний и вдохновений”, внутренне опустошили. Насколько деятельна, активна Маргарита, настолько мастер безропотен. Маргарита радуется возвращенной Воландом рукописи, мастера же пугает ее возвращение: он хочет навсегда забыть о своем романе, вычеркнуть, можно даже сказать, вытолкнуть его из жизни. Он отказывается от продолжения писательского труда, подобно тому, как отказался от своей фамилии. А оставление собственного призвания, по Булгакову, тяжкий грех.
И все же я считаю, что мастер достоин восхищения: его роман – это утверждение веры среди безверия, подлинного искусства на фоне жалкой МАССОЛИТовс-кой суеты.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сочинение рассказ о случае из своей жизни.
Сейчас вы читаете: Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”