Кто из героев романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” становится жертвой свиты Воланда и почему

Литературовед Б. В. Соколов считает, что “нечис­тая сила в “Мастере и Маргарите” не без юмора обна­жает перед нами людские пороки”. Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро­мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто от глаз.
Первой жертвой свиты Воланда становится Берли­оз, “председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ”. Воланд предсказывает ему скорую гибель, что сбывается с поразительной точно­стью. Чтобы понять, почему

он стал жертвой нечистой силы, нужно прежде всего задуматься над тем, что являл собою возглавляемый им МАССОЛИТ. Раз­говор Берлиоза с Бездомным дает об этом некоторое представление.
Бездомному, входящему в МАССОЛИТ, заказана антирелигиозная поэма. Он написал ее не так, как требовалось, и вот теперь редактор Берлиоз разъясня­ет ему, как и что надо было изобразить. О правдивом описании действительности речи в ведомстве Берлио­за никогда не шло, не идет и теперь. Данная поэма – не первое подобное (заказное) творение Бездомного, а Бездомный – не единственный в МАССОЛИТЕ автор, занимающийся такого рода работой. За
это наказан и сам Иван, оказавшийся в сумасшедшем доме и нашед­ший, к счастью, в финале свой истинный путь.
Творцам из МАССОЛИТА противопоставлен в ро­мане Мастер, для которого творческая свобода – вещь принципиально важная. Враждебно относится к МАССОЛИТовцам и сам автор, на собственном опыте узнавший, что значит противостоять таким, как Бер­лиоз.
Яркое представление о МАССОЛИТЕ читатель по­лучает, ознакомившись с описанием “Дома Грибоедо­ва”. Красноречиво говорят о содержании деятельно­сти литераторов, а также о самой цели пребывания их в МАССОЛИТЕ многочисленные вывески, а также разговоры писателей. “Рыбно-дачная секция”, “Од­нодневная творческая путевка”, “Квартирный во­прос” – это лишь некоторые из них. Ресторан в “Гри­боедове” “считался самым лучшим рестораном в Мо­скве”, потому что он отличался “качеством своей провизии” и тем, “что эту провизию отпускали по са­мой сходной, отнюдь не обременительной цене”. Ма­териальные выгоды зовут писателей в МАССОЛИТ, а не их подлинное призвание. Они же лишают их чести и совести. С горькой иронией писатель говорит о том, что шикарные дачи получают “наиболее талантли­вые” литераторы МАССОЛИТа и что в саму эту орга­низацию нельзя было вступить, не имея “литератур­ного таланта”.
Наказан и напуган свитой Воланда также Степа Лиходеев, директор театра Варьете, безответствен­ный руководитель, вся жизнь которого состоит из по­сещения увеселительных заведений и прочих развле­чений. “Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том что им поручено. Начальству втирают очки!” – так характеризует Степу Коровьев. “Он такой же ди­ректор, как я архиерей”,- присоединяется к нему Азазелло.
Разоблачен нечистой силой Никанор Иваныч Бо­сой, “председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице”. Воланд говорит о нем, что он “выжига и плут”. В предложении “переводчи­ка” “заключался ясный практический смысл”, по­этому Босой и приял его. За взяточничество, злоупот­ребление служебным положением наказан Босой. “. брал! Брал. Прописывал за деньги, не спорю, быва­ло”, – признается он.
Не проходит свита Воланда и мимо администрато­ра Варьете Ивана Савельевича Варенухи, который с удовольствием соглашается отнести кляузу на Лихо-деева куда следует. Кроме того, по мнению нечистой силы, Варенуха хамит и лжет по телефону. Пройдя “перевоспитание”, Иван Савельевич приобрел всеоб­щую популярность и любовь за свою невероятную от­зывчивость и вежливость.
Жертвой свиты Воланда становятся и зрители Варьете, “отоварившиеся” в дамском магазине на его сцене. Охваченные алчностью они хватали в нем все подряд. Их дальнейшее обнажение символизирует об­нажение пороков.
Прямо на сеансе в Варьете нечистая сила разобла­чает Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председа­теля акустической комиссии, изображающего из себя “интеллигентного и культурного человека” и беруще­го без зазрения совести под весьма сомнительное по­кровительство “хорошеньких девиц”. Позже на до­просе ему пришлось рассказать “и про Ми лицу Анд­реевну Покобатько с Елоховской улицы, и про саратовскую племянницу, и про многое еще, о чем рассказы приносили Аркадию Аполлоновичу невыра­зимые муки” и чем нечиста была его совесть.
Наказан за донос Алоизий Могарыч. Прочитав ста­тью Латунского про роман мастера, он написал на него жалобу о том, что тот хранит у себя нелегальную литературу. Цель этого кляузничества состояла в же­лании избавиться от мастера и занять его комнату. Несмотря на дружбу, Алоизий Могарыч предал мас­тера, он совершил подлость, стремясь извлечь для себя выгоду любыми средствами.
Удивительное превращение происходит с предсе­дателем зрелищной комиссии Прохором Петровичем, постоянным девизом которого на работе стали репли­ки вроде “не принимаю”, “вы чего без доклада влезае­те”, “я занят”. Превращение бездушного, грубого и ленивого горе-руководителя в говорящий костюм весьма символично.
Обличен нечистой силой заведующий филиалом зрелищной комиссии, “вконец разваливший облег­ченные развлечения”. “Очки втирал начальству!” выдает его коллега.
Жестоко обошлась свита Воланда и с Максимилиа­ном Андреевичем Поплавским, приехавшим из Киева в Москву. “В чем же было дело? В одном – в кварти­ре”,- сообщает о нем автор. Поплавского “мысль о переезде в Москву настолько точила., в последнее вре­мя, что он стал даже худо спать”. Смерть Берлиоза по­казалась ему отличным шансом реализовать свои дав­ние намерения. Максимилиан Андреевич готов был “невзирая ни на какие трудности. унаследовать квартиру племянника на Садовой”. Его не огорчила смерть родственника, она стала средством достиже­ния корыстных целей. За корысть он и поплатился.
До смерти напугали проделки нечистой силы бу­фетчика Сокова, большого мошенника, нажившего капитал на продаже некачественных продуктов и об­мане посетителей буфета.
Досталось и той самой Аннушке, разлившей на горе Берлиоза свое масло. Аннушка умеет притво­ряться “весьма искусно”, ее не терзают муки совести. Найдя драгоценность, она не прочь “камушки-то. выковырять” или “распилить ее на куски”, У схва­ченной с поличным Аннушки наглость сразу пропада­ет, она полностью преображается и многократно по инерции кричит свое “мерси”.
Лицемер же Николай Иваныч не случайно превра­щается в борова. Изображая из себя добропорядочно­го семьянина, он не прочь при этом завести отноше­ния с Наташей. Николай Иваныч глуп и труслив. Воз­вратившись с бала сатаны, он требует удостоверение “на предмет предоставления милиции и супруге”, но позже оказывается арестованным “исключительно по глупости своей ревнивой” жены. На допросе Николай Иваныч “не счел нужным упомянуть о том, что он явился в спальню с выброшенной сорочкой в руках и что называл Наташу Венерой”.
Жертвой свиты Воланда становится также Смир­новский рынок, на котором цены “кусаются” и обслу­живаются только обладатели валюты, в основном го­ворящие на чисто русском языке.
В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков-сатирик беспощадно бичует самые разные людские пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, хан­жество и др. Наказание его героям в них самих. Они наказаны тем ужасом, который поселился в их душах и остался там даже после исчезновения Воланда.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Характеристики компьютера и на что влияют.
Сейчас вы читаете: Кто из героев романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита” становится жертвой свиты Воланда и почему