Анализ 1-ой главы 1-ой части романа Булгакова «Белая гвардия»
Первая глава романа является своеобразной экспозицией всего повествования. Торжественный тон создается автором за счет библейской стилизации начала главы. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918.» Введение в повествование «вечерней Венеры и красного, дрожащего Марса» создает атмосферу тревожного ожидания трагических событий в жизни героев романа. Этому способствует и предпосланный роману эпиграф из повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка», звучащий в унисон с трагическим разворотом сюжетных событий. Образ «исторической
Второй эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими.» — выявляет авторскую позицию по отношению к ним.
В данной главе мы узнаем о семье Турбиных, потерявшей горячо любимую мать («светлую королеву»). Уже в экспозиции романа заявлена важная тема человеческой судьбы. Младший Турбин, Николка, оглушенный смертью матери, задавал вопрос, стоя у иконы святителя Николы: «За что такая обида? Несправедливость? Зачем понадобилось отнять мать.?» В рамках всего повествования
Важно обратить внимание на то, что тема революционных событий начинается с описания семьи. Так заявлена тема дома — важнейшая в идейно-художественном замысле романа Булгакова. В повествовании много художественных подробностей, отражающих устойчивый быт и традиции рода Турбинных. Автор акцентирует внимание читателя на изразцовой печке в столовой «дома № 13 по Алексеевскому спуску». Тишину комнат в доме Турбинных нарушает не крик раздраженных людей, а гармоничный бой часов и «вторящий им звук бронзовых часов из спальни матери». Неоднократно введенные в повествование часы являются художественным образом-символом, олицетворяющим ход Времени.
Комната наполнена ароматом декабрьской хвои, запахом горящих свечей. Любовью и добротой пронизана атмосфера семейной идиллии Турбиных. Все они живут по завету умирающей матери: «Дружно .живите!»
Подробное умиротворяющее описание быта неожиданно прерывается библейской стилизацией: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе.», которая привносит в размеренное повествование ноты тревожного, разрушительного, ничего не щадящего времени революционных катастроф.
Тема преемственности поколений — важнейшая в русской литературе — поднимается на страницах романа «Белая гвардия». Но осложняется она страшными внешними событиями, при которых материнский завет «живите» невозможно исполнить. Судьба готовит Турбиным мучения и смерть.
Так тема жизни и смерти органично входит в идейный замысел произведения. Неслучайно Алексей Турбин, придя к священнику отцу Александру, ведет разговор о том, в какое тяжелое время им приходится налаживать жизнь после смерти матери. Священник утешает старшего Турбина, говоря, что «унывать не следует». Но и ему, уповающему на волю Бога, ясна трагедия близких испытаний. Поэтому глава заканчивается библейским пророчеством: «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь».
Кольцевая композиция главы повторяет композиционное своеобразие всего романа, она символически отражает круг человеческой жизни, полной страданий и бед.
Погибает царская Россия, но Россия — жива.В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко — может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. «Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами. на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно?»Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: «Ребят! Ребят!. Штабные стегвы!.» Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: «Уитег-цег, бгостьте гегойствовать к чегтям.» Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет — на случай петлюровских обысков — револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея. Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, «ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку», перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем. Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться.