Два вечных памятника. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе.»
Красивое, личное, интимное стихотворение А. Блока. Перед нами — исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.
Сказать, что это стихотворение о любви, — недостойно мало для понимания творчества А. Блока, для которого любовь — это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука — сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта — Л. Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену
«О доблестях, о подвигах, о славе» — первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому — жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. «Лицо в простой оправе» — символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства.
В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь «прошло» «лицо в простой оправе», так много значащее для лирического героя.
«Синий плащ» рефреном проходит сквозь все стихотворение.
И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: «Ты, милая, ты, нежная.» Его любимая затерялась в неведомом мире, среди «сырой ночи», такая же одинокая в «промозглом» (эпитет «сырая ночь» выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение — лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. «Я крепко сплю» — неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах — «синий плащ», «сырая ночь», звуки и краски сказочной мечты молодости.
В стихотворении два действующих лица: «я» — одинокий, страдающий лирический герой, и «она» — таинственная незнакомка, нереальная в своей отчужденности, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А. Блока 1908 года сохранились традиции «Стихов о Прекрасной Даме»), и «очи синие, бездон-ные» все так же манят своей недосягаемостью.
Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь — это однажды.
«Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола» — так лирический герой осознает неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола — «все миновалось». А впереди — неясное, безликое будущее, и понятно одно: «Уж не мечтать о нежности, о славе». Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки — печальная правда о любви как о лучшем ее проявлении.
Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе.» затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье.».
Но, обращаясь столь явно к пуш-кинскому стихотворению, А. Блок полемизирует с ним, и доказательство тому — иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.
«И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» — это у Пушкина. Лирический герой Блока «крепко спит», и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И все же стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе.» и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье.» — два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны.