Романтические мотивы в лирике Высоцкого
Среди многочисленных стихотворений Владимира Высоцкого есть такие, в которых звучит романтическое восприятие миря. Поэт-романтик, бескомпромиссный максималист в своих требованиях к человеку, Высоцкий искал героев, вступающих в единоборство со стихией, способных совершить подвиг во имя высоких целей. Поэтому так часто в его песнях возникали ситуации, требующие от человека предельного напряжения духовных и физических сил.
Многие из песен Высоцкого посвящены горам, альпинизму. Одна из альпинистских песен — это «Песня о друге», написанная
Если друг
Оказался вдруг
И не друг, и не враг,
А так.
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни —
Рискни!
Горы дают возможность проверить, какой человек рядом с тобой, насколько он надежен:
Если шел он с тобой
Как в бой,
На вершине стоял — хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Горы как символ мечты, недосягаемого поиска, предстают в стихотворениях: «Здесь вам не равнина» и «Прощание с горами». О любви Высоцкого к горам
В суету городов и потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда
Деться! —
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах,
Оставляя в горах свое сердце.
Находясь в горах на съемках фильма «Вертикаль», Высоцкий понял, что лучше гор «могут быть только горы, на которых еще не бывал . » Песню «К вершине» Высоцкий посвятил погибшему в Альпах прекрасному скалолазу Михаилу Хергиани. Он не боялся опасности:
Ты идешь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины.
В песне «Расстрел горного эха» Высоцкий описывает эхо, отзывающееся на человеческие крики. Оно может помочь человеку, попавшему в беду и ему нужна помощь. И если его стоны и крики никому не слышны, эхо подхватит крик о помощи и многократно усилит его. Но люди не хотели слышать эхо и «пришли умертвить, обеззвучить живое ущелье». Они расстреляли эхо и с гор посыпались камни, которые Высоцкий сравнивает со слезами:
К утру расстреляли притихшее горное,
Горное эхо —
И брызнули слезы, как камни, из раненых скал!.
Для лирики Высоцкого характерен творческий интерес к миру стихий, к внутренней диалектике природы, составной частью которой является человек с его радостями и страданиями. И как ни была бы жестока жизнь — мужество и стойкость человека всегда бывают вознаграждены: В стихотворении «Белое безмолвие» в условиях далекого Севера мужает и крепнет человек:
.Наше горло отпустит молчание,
Наше слабость растает как тень, —
И наградой за ночи отчаяния
Будет вечный полярный день!
Во многих песнях Высоцкого звучал мотив беспокойства, неустроенности, поиска своего места в жизни. Лирический герой стихотворения «Парус» напоминает нам лермонтовского героя в одноименном стихотворении. Он такой же свободный, мятежный и беспокойный:
Многие лета —
Всем, кто поет во сне!
Все части света
Могут лежать на дне,
Все континенты
Могут гореть в огне, —
Только все