Оскар Уайльд глава английского эстетизма

Жизненный и творческий путь. Уайльд родился в Дублине в семье известного врача, учился в Оксфордском университете, где познакомился с эстетикой Д. Рескина и У. Пейтера. В 1881 г. Издал в Лондоне свои “Стихотворения”, близкие по духу к символизму.
В 1882 г. совершил поездку по США с чтением лекций об эстетике. В 1880-е гг. Уайльд редактирует журнал “Женский мир”, пишет пьесы, рассказы (в том числе “Кентервильское привидение”, 1887), статьи (“Упадок лжи”, 1889; и др.). В этот период складывается эстетизм Уайльда, основанный на парадоксальном утверждении первичности искусства, на дискредитации значения природы, действительности для художника.
Блестящие перспективы были неожиданно зачеркнуты судебным процессом над Уайльдом, любовь которого к лорду Альфреду Дугласу стала причиной публичного скандала. Писатель был обвинен в безнравственности, и с 1895 по 1897 г. отбывал заключение в Редингской тюрьме.
Здесь он написал знаменитое письмо Дугласу, позже изданное под названием “Ое ргогшмиз” (начальные слова латинской молитвы “Из бездны взываю к тебе, Господи”). Выйдя из тюрьмы, Уайльд поселился в Париже, где в 1898 г. опубликовал наиболее значительное свое поэтическое произведение – “Балладу Редингской тюрьмы” (1897). Уайльд умер и был похоронен в Париже. В то время как в Англии, где царило викторианское лицемерие, его имя было фактически под запретом, французы заложили фундамент для мирового признания писателя.
Сказки. Первое значительное достижение Уайльда-писателя – книга “Счастливый Принц и другие сказки” (1888), за которой последовал второй сборник сказок “Гранатовый домик” (1891). Сказки Уайльда – литературная стилизация. Здесь встречается несвойственное его другим произведениям открытое и прямое утверждение единства красоты и морали, хотя соотношение эстетического и этического начал пронизывает все творчество Уайльда.
В сказках внешняя красота лишь иногда является следствием внутреннего преображения (финал сказки “Мальчик-звезда”), чаще же с ним не совпадает (профессорская дочь в сказке “Соловей и роза”, невзрачный Соловей в этой же сказке. Великан в сказке “Великан-эгоист” и т. д.). Внешней красоте противопоставлена внутренняя красота, которая является синонимом доброты, выражающейся в поступке. Цепочка “внутренняя красота- доброта- поступок” на этом и обрывается. Последствия поступка могут быть любыми. Поступок может никак не повлиять на жизнь, не иметь практической ценности, жертва может быть напрасной.
Так, в “Соловье и розе” Соловей пожертвовал жизнью, чтобы напоить своей кровью розу, но роза не произвела никакого впечатления на профессорскую дочь, и Студент, ради счастья которого принес свою жертву Соловей, бросил розу под колеса телеги.
Поступок может разрушить внешнюю красоту. В “Счастливом принце” статуя Принца, проникшись жалостью к нищим, отдает все украшающие ее драгоценные камни, даже те, которые вставлены в глаза, и становится уродливой. Городские власти ее отправляют на переплавку, руководствуясь выводом университетского Профессора Эстетики: “В нем уже нет красоты, а стало быть, и пользы!”
Но все это совершенно не важно. Доброта как внутренняя красота самоценна. Награда за нее ждет разве что на небесах (“Счастливый принц”, “Великан-эгоист”). Так в сказках находят воплощение принципы эстетизма: красота бесполезна в практическом смысле, она выше жизни с ее утилитарными представлениями о счастье.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Lexical expressive means.
Сейчас вы читаете: Оскар Уайльд глава английского эстетизма