Дориан Грей вступивший в сделку с дьяволом

Дориан Грей – юный красавец, аристократ, подобно Фаусту вступивший в сделку с дьяволом, чтобы сохранить свежесть, молодость и красоту, в то время как возраст, порочная жизнь и преступления кладут свой отпечаток на портрет, выполненный другом Д. Г., художником Бэзилом Холлуордом. В отчаянной попытке уничтожить последнего нелицеприятного свидетеля своего падения Д. Г. бросается с ножом на холст, изображающий гнусного, рано состарившегося человека с кровью на руках. На следующее утро слуги находят труп отвратительного сморщенного старика с

ножом в груди, ‘а перед ним на стене – портрет Д. Г. “во всем сиянии его дивной юности и красоты”. В романе Уайльда, который скорее следовало бы определить как “философскую повесть” в духе “Шагреневой кожи” Бальзака, каждый из основных трех героев воплощает не столько человеческий тип, сколько определенную философско-эсте-тическую и нравственную позицию.
Каждый из них в той или иной степени является носителем идей самого писателя, которые он определенным образом “примеривает” в вымышленной экспериментальной ситуации. Д. Г. отведена роль своеобразного “испытательного поля” этого эксперимента.
Будучи “прекрасным принцем”, носителем неземной красоты, он в силу главного положения Уайльда о господстве красоты над жизнью оказывается неподвластен житейским треволнениям, ибо они не затрагивают его как внутренне, так и внешне. Юная актриса Сибилла Вен волнует его сердце лишь тогда, когда трепетно передает на сцене чувства шекспировских героинь. Когда же собственная реальная любовь к Д. Г. преграждает ей путь в воображаемый мир Джульетты и она проваливает роль, юный эстет безжалостно отвергает ее и становится виновником ее самоубийства. Отношение к жизни лишь как к поставщику эстетических впечатлений, когда объект внимания должен не столько “нравиться” или “не нравиться” (что предполагает еще и некоторую нравственную позицию), сколько “волновать”, определяет постоянный поиск новых ощущений, следование правилам “нового гедонизма”, проповедуемого Д. Г. лордом Генри.
Лорд Генри Уоттон – артист, эстет, парадоксалист, своею проповедью “нового гедонизма” завлекший юного красавца Дориана Грея на путь порока. Персонаж типа лорда Г., сыплющий изящными, остроумными и одновременно циничными парадоксами, всегда присутствует в произведениях Уайльда, главным образом в драматургии (лорд Горинг в “Идеальном муже”, Олджернон Монкриф в “Как важно быть серьезным”, лорд Дарлингтон в “Веере леди Уиндермир”). Лорд Г., завсегдатай светских гостиных и блестящий рассказчик, во многом воспроизводит застольные разговоры самого Уайльда, пугавшего своих светских слушателей и слушательниц бесстрашным переворачиванием с ног на голову всевозможных прописных истин. Как отмечает один из собеседников лорда Г., “путь парадоксов – путь истины. Чтобы испытать действительность, надо ее видеть на туго натянутом канате. Когда истины становятся акробатами, мы можем судить о них”. В результате появляются изречения типа: “Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить ее безумства”, “Я больше люблю людей, чем принципы, а людей без принципов больше всего на свете”, “Быть естественным – поза, и самая раздражающая, которую только я знаю”, “Я поверю чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным”, “Совесть и трусость, право, одно и то же. Совесть- это лишь вывеска фирмы”, “В наши дни большинство людей умирает от излишества здравого смысла и открывает, когда уже бывает слишком поздно, что единственное, о чем никогда не жалеешь, – это наши заблужд




Анализ урока русской литературы в 10 классе.
Сейчас вы читаете: Дориан Грей вступивший в сделку с дьяволом