Особенности стиля Уайта
Патрик Уайт писатель, чье творчество положило конец мифу о провинциализме и континентальной ограниченности австралийской литературы. Родился в обеспеченной семье, получил образование в Англии — в привилегированной средней школе-интернате для мальчиков и Кембриджском университете. Первые книги Уайта — сборник стихов и два романа на английском материале — увидели свет в Великобритании, В годы Второй мировой войны Уайт служил в британских ВВС. В 1949 г. вернулся в Австралию, где сначала занимался фермерством, затем вел жизнь профессионального
В романе «Тетушкина история» (1948) ведущая тема творчества Уайта — смирения и мужества перед лицом неотвратимой смерти, страданий человека и жизни вне социальных мифов и самообольщений — впервые прозвучала в полную силу.
В дальнейшем место действия произведений Уайта — романов, рассказов, пьес — Австралия; а само действие наполняется общечеловеческим содержанием и обретает характер притчи. Затерян в австралийской «глубинке» несуществующий на картах поселок Дьюрилгей («Древо человеческое», 1955). Австралийский «буш» — девственные чащобы леса и кустарника: там
Носители идеала того, что Ф. М.Достоевский называл «положительно прекрасным человеком». в книгах Уайта, как правило, наделены каким-либо физическим или психическим изъяном, делающим их несовместимыми с каноном, обязательным для образа истинного австралийца в официальной мифологии страны, здорового телом и (нс очень развитым) духом, красивого физически и исповедующего веру в материальное преуспеяние.
Художественное совершенство в раскрытии на письме метафизических проблем бытия человека принесло Уайту Нобелевскую премию по литературе (1973).
Особенности стиля Уайта — сосуществование и сплав разнородных манер и приемов письма — от почти библейской патетики до животного бурлеска, от изощренного внутреннего монолога до уличной разноголосицы, от изысканной метафоричности до простонародной речи, от трагического до смешного в сочетаниях несовместимостей — высокого и низменного, прекрасного и уродливого, жизни и смерти, — которые создают гротеск.
Древо человеческое роман о становлении и путях австралийского семейного рода. «В этой книге я стремился выразить все многообразие жизни, взяв за основу существование двух обыкновенных людей», — писал автор. Хроника трудов и дней скваттера Стэна Паркера и его жены Эми, их взаимного чувства с его приливами и отливами, смертью и возрождением; истории их детей — непутевого сына, сгинувшего в погоне за «австралийской мечтой»; вышедшей за состоятельного адвоката, но обреченной на бесплодие дочери — такова событийная канва сюжета, развивающегося в хронологических рамках одной, хотя и долгой человеческой жизни: от детских лет Стэна Паркера до его кончины. Стержень этой жизни — труд, который для Паркеров превращается из рутины в ритуал, служение, в котором они обретают свое человеческое достоинство. Роль труда, природных стихий и языка плоти как средств постижения мира главными персонажами и их самовыражения тем более велика, что они фактически лишены возможности выразить себя в речи, слове — и не только по причине необразованности.
Уайт считал, что обычное слово не способно выразить человеческий опыт во всей его непосредственности, полноте и целокупности; что есть верховное таинство бытия, абсолютная гармония, которую человеку дано постигнуть лишь интуитивно, путем озарения, ибо слова, чувства и даже вера тут бессильны. Творческий акт, по Уайту, есть цепь озарений, в которой художнику открывается недоступная обычным людям истина; он передает ее другим — в этом его долг и его оправдание. Надежду на возрождение рода Паркеров, пресекшегося в их детях, писатель связывает с их внуком, мальчиком, в котором пробуждается талант поэта.