Характеристика образа Дориана Грея
Оскар Уайльд был парадоксальным человеком при жизни и создал роман парадоксов. Ведущей в произведении есть тема прекрасного, искусства, которые проходит насквозь через весь роман. Тема искусства реализуется во многих аспектах, распадается на определенное количество проблем как соотношение формы и содержания, вечность и мгновенность прекрасного, искусства, взаимоотношения художника и его творение, этическое отношение к искусству, прекрасного. Парадоксальным есть тот факт, который личность автора, его концепция, отношение к прекрасному
Каждый из образов становится полной реализацией основной идеи. Лорд Генри, эстет во всем, исповедует философию гедонизма, философию наслаждения жизням, которая была присущий давним грекам. Человек должен жить полнокровной жизням, а не быть
Интересно поднимается в романе проблема художника и его творение. По выражению художника Безила Холлуорда, в истории человечества есть только два важных момента. Первый — это появление в искусстве новых средств изображения формы, второй — появление в нем нового образа. Безил Холлуорд создал портрет своего вторая Дориана Грея, завершенное произведение искусства. С этих пор портрет и натурщик станут нераздельными. Сначала Дориан Грей не замечает своей красоты, потом появляется лорд Генри. В его словах — гимн молодости и красоте и предостережение, что она пройдет. Когда Дориан смотрит на свой законченный портрет, в нем просыпается зависть к портрету (т. е. к самому изображению), ведь его красота бессмертная, и он высказывает мысль, чтобы старел не он, а его портрет. Мысль Дориана материализуется. Происходит низменность на форму и содержание. Портрет становится олицетворением души главного героя, его самого, а Дориан всегда остается прекрасным и одинаковым, как портрет. Все порухи души героя, все таинственные мысли и безобразные желания, все преступные поступки отбиваются на портрете. Он стремится запрятать портрет, изменить его, но сам от себя не спрячешься. Ведь портрет и натурщик меняются местами. Портрет становится содержанием, внутренним, а Дориан лишь формой, оболочкой. Интересное это соотношение и среди других героев романа.
Для Лорда Генри его душой, сутью, воплощением идей становится Дориан Грей, а сам он остается лишь формой, внешней оболочкой, для Дориана Грея его настоящее «я» воплощенное в его портрете, а сам он лишь очеловеченное изображение. С другой стороны, для Безила Холлуорда портрет становится и содержанием, и формой, чему что у него воплощается его заветная мечта. В Сибилли Всыпь Дориан Грей любит только внешнее, форму (созданные ею образа разных героинь) и не замечает внутреннего настоящего, самой Сибилли. Персонажи будто делятся на два лагеря: люди, которые создают искусство («художники») — Сибилла Вейн, Безил Холлуорд; и люди, которые воспринимают, раздумывают об искусстве («критики») — лорд Генри; Дориан Грей. Художник, по мнению автора, это тот, кто создает прекрасное. Критик это тот, кто способный в новой форме или с помощью новых средств передать свое впечатление от прекрасного. Возможно поэтому «художники» дружбу, любовь ценят выше за искусство, а «критики» не способны заглянуть дальше оболочки, отбрасывают настоящие чувства и удовлетворяются увиденными, театральными.