Стихи Ф. И. Тютчева о любви

Ф. И. Тютчев – поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви – “и блаженство, и без­надежность”. Человеческое сердце не всегда способно вмес­тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи­ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм.
Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени­ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере­живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе­нии “Я помню время золотое.” (1834-1836), посвященном графине Амалии

Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных:
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл,
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела.
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: “время золотое”, “милый край”, “младая фея”,
“нога младенческая”, “течи юные”, “веселость беспечная” и т. д. Лишь в финальной стро­фе звучит легкое напоминание о конечности счастья:
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть. Чувст­во женщины более естественно и ранимо, чем любовь мужчины, но при этом именно возлюбленной приходится порой вступать в поединок со светским мнением, грубо вторгающимся в хрупкие отношения влюбленных. За­висать людская, сплетни враждебны любви, подвергают ее тяжелым испытаниям:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловыо
На поруганье предала.
“Чему молилась ты с любовью.” (1851-1852)
Финал отношений всегда предопределен, а потому даже в самые блаженные мгновения мысль о конечности любви, за­вершенности отношений с возлюбленной вносит ноту грусти:В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон – одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек.
“В разлуке есть высокое значенье.” (1851)
Поэту удается представить себе те чувства, которые ис­пытывает влюбленная женщина (вспоминается пушкинская Татьяна Ларина). Так, например, вся гамма женских пережи­ваний раскрывается с психологической достоверностью и конкретностью в стихотворении “Не говори: меня он, как и прежде, любит.” (1851-1852).
Поэт представляет любовь как стихию, справиться с ко­торой человеку порой бывает не под силу. Такое чувство пе­рестает нести просветление и чистоту, оно приобретает раз­рушительное начало. О таких страшных мгновениях поэт го­ворит в стихотворении “О, как убийственно мы любим.” из “денисьевского цикла” (1851), посвященное музе и тайной жене Ф. И. Тютчева на протяжении 15 лет Елене Александ­ровне Денисьевой:
О, как убийственно мы любим.
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Страшнее всего для лирического героя осознание собст­венного бессилия, неспособности спасти, защитить возлюб­ленную. Сложность ситуации, многогранность любовного чувства автор обостряет посредством использования в языке стихотворения антитез: “что сердцу. милей” – “вернее гу­бим”, “смех младенческий” – “слезы” и т. д.
Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви не только поража­ют психологической глубиной, они еще и философичны. Даже в последние годы жизни великое чувство не оставляет поэта:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
“Последняя любовь” (1852-1854)
По словам В. Гиппиус: “Тютчев поднимает любовную ли­рику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Монологічне мовлення це.
Сейчас вы читаете: Стихи Ф. И. Тютчева о любви