Бой идет святой и правый
Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся произведение о войне — поэму «Василий Теркин». Книга очень полюбилась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так о Великой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал.
Многие выдающиеся полководцы издавали свои книги, в которых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещениях армий, о тонкостях военного искусства. Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать именно эту сторону войны.
Но была и другая
Понимал Твардовский, что победа над Германией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми солдатами, такими, как главный герой его поэмы — Василий Теркин.
Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.»
Сам Твардовский говорит о нем:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой.
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.»
В главе «Теркин — Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.
Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он — это собирательный образ:
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,»
А частично истреблен.
Первый подвиг Теркина, о котором мы узнаем, — это побег из немецкого плена. В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало руководство страны всех пленных, находящихся в Германии. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал.
Думаю, что из-за такого отношения страны к попавшим в плен (кстати, очень многих взяли из-за просчетов руководителей, особенно в первые месяцы войны) несчастные люди и переходили на сторону фашистов. А Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы снова защищатьРодину от врага.
Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней. А что он мог!
Да, действительно, ничего он не мог поделать, так уж сложились обстоятельства.
Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноватыми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправы один из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали говорить об этом:
И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.
Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мысленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-то точку вдали. Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, что кто-то мог доплыть живым с того берега.
Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический поступок — добрался до своих по ледяной воде, которая «даже рыбам холодна». Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которым были посланы люди.
Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решится на такое. Попросил солдат у полковника вторую стопку водки: «так два ж конца».
Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плывет обратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исходом своего путешествия. А опасность для него представляет не только холод, еще и «пушки бьют в кромешной мгле», потому что
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.»
Защита жизни на земле — главное дело солдата, и иногда приходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин.
Он попал в «погребушку» к немцам, чтобы проверить, не оттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо. Страшные сутки провел Теркин, «оглушенный тяжким гулом», теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих — это еще ужаснее, чем от врагов.
Только через сутки нашли его, истекающего кровью, «с лицом землистым». Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы и не ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в одиночку. Интересно отношение Теркина к награде:
— Нет, ребята, я не гордый,
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким наградам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войне таких было достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить орден. Причем обычно это люди, которые не особо любят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед начальством.
Как мы понимаем из слов самого героя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил:
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое —
Человек пришел с войны.
По-моему, отказ от ордена — тоже своеобразный подвиг. У Теркина был страшный поединок с немцем:
Так сошлись, сцепились близко
Что уже обоймы, диски,
Автоматы — к черту, прочь!
Только б нож и мог помочь.
Они дерутся один на один, «как на древнем поле боя». Твардовский прекрасно понимал, что такая борьба — это совсем другое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвращение к истокам боевого искусства.
Исход любой битвы зависит не только от физической силы противников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в рукопашной схватке эта зависимость итога борьбы от чувств проявляется еще сильнее. В начале главы «Поединок» автор показывает физическое превосходство немца, «дармовым добром кормленного». Но Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российские дома, требовать себе еды, наводить в стране «свой порядок». И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулся на него своей каской:
Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ!
И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Теркин взял «языка» — добычу ночи». Он снова совершил подвиг, выиграв ужасный поединок.
Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» — это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как смерть пришла к нашему герою, который «неподобранный лежал». Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя ему стоило это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:
Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь больше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победу русских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался. Участие в войне против фашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XX века, — главное дело его жизни.
Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они просто сражаются и совершают подвиги, не думая о награде, — подвиги человека на войне.