Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Теория учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт С. И. Ожегов, Словарь русского языка Роман И. С. Тургенева Отцы и дети — сложное произведение. Оно сложно тем, что его нужно читать подготовленным, имея определенный запас знаний по истории, обществознанию, философии, эстетике, иметь представление о сути идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х начала 60-х годов 19 века. И лишь только тогда роман будет понятен, интересен и откроется во всем его многообразии. Произведение было опубликовано

в 1862 г. Оно сразу привлекло внимание широких общественных кругов и с тех пор продолжает вызывать интерес читателей остротой поставленных в нем вопросов, а также своими художественными достоинствами. Читая роман Отцы и дети, теряешься во множестве теорий, по которым живут действующие лица. Но я считаю, нужно относиться к этому философски. Ведь Кирсановы, Базаров и другие живые люди, а человеку свойственно искать себя, пусть и ошибочным путем. Каждый из нас, возможно, не замечая того, подстраивается в жизни под какую-то теорию; другое дело, что судьба часто вмешивается в нее, разрушая то, что казалось незыблемым. Итак, тема
романа Отцы и дети — изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией. Либералы отцы, демократы дети. Павел Петрович Кирсанов умный и волевой человек, обладающий прекрасными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен своим убеждениям. Но беда в том, что он не чувствует движения времени, как бы не хочет видеть, что происходит в окружающей жизни. Его теория, или, вернее сказать, принципы, мертвы. Павел Петрович называет себя человеком либеральным и любящим прогресс. Но он вкладывает в эти понятия всего лишь снисходительно-барскую любовь к русскому народу, на который он смотри свысока (Павел Петрович, разговаривая с крестьянами, морщится и нюхает одеколон). Он ничего русского не читает, но на письменном копирование запрещено столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Вот и вся связь с народом. О Павле Петровиче Базаров говорит: Да он и был мертвец. Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он мягок, сентиментален. И как бы хозяйством занимается, но оно скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель сырого дерева. Базаров называет Николая Петровича отставным человеком. Видимо, и его теория дает сбой, коли он не в состоянии понять причину всех хозяйственных неудач. А Аркадий Кирсанов воображает себя последователем Базарова. Но если вдуматься, то он не последователь, а подражатель, личность несамостоятельная, что многократно подчеркивается в романе. Взгляды отца и дяди гораздо ближе Аркадию. Знакомство с Катей Лохтевой окончательно отдаляет Аркадия от Базарова. Он сумел построить свою жизнь, стал крепким хозяином, но его благополучие означает духовную смерть; он человек без будущего, и его теория разобьется о жизнь. Вот Базаров, я бы сказал, — целый склад теорий, в которых он убежден, непреклонен, непоколебим. Трудно предположить, как сложилась бы судьба Базарова, не оборвись его жизнь так трагически и скоро. Какие из его теорий остались бы верными спутницами на всю жизнь, а какие развеялись бы, как дым на ветру? Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: Мой дед землю пахал Тургенев назвал Базарова нигилистом. Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: Нигилист это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Сам Тургенев писал позднее о Базарове: Если он называется нигилистом, то надо читать революционером. Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базаровы высказаны в споре с Павлом Петровичем в десятой главе. В теперешнее время полезнее всего отрицание мы отрицаем. — Все? — Все. — Как? Не только искусство, поэзиюно и страшно вымолвить — Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Отрицание Базарова не бесцельное; он отрицает потому, что это полезно. Какую же пользу может принести отрицание? На робкое замечание Николая Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: Это уж не наше дело Сперва нужно место расчистить. Следовательно, базаровское отрицание служит будущему строительству. Базаров отрицает и искусство. Это единственный вопрос, в котором автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем. К природе Базаров относится как к мастерской. Его не интересует красота природы, это не храм, человек в ней работник. Таковы принципы Базарова, а что же диктует жизнь? А она заставляет изменить некоторым теориям, поддаться романтизму Базаров, человек трезвого ума, уверенный в себе, в деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, на глазах начинает меняться. Он конфузится, досадует, краснеет. Какой я смирненький стал, — думает Базаров о себе. Что же случилось? Неразделенная любовь заставляет его глубоко страдать. До последней минуты жизни он не может освободиться от своего чувства. Эта способность глубоко чувствовать лучше, чем сам о себе думает. Об этом говорят и чувства Базарова к родителям, которые он старается прикрыть внешней сдержанностью. Есть в романе одна героиня, которая тоже живет по своим принципам. Это Анна Сергеевна Одинцова. Она испугалась самоотверженной любви Базарова. Нет, — решила она наконец, — бог знает, куда бы это повело, этим нельзя идтить, спокойствие все-таки лучше всего на свете. Одинцова живет не сердцем, а рассудком. Нравы света вытравливают из нее, человека незаурядного ума, искренние человеческие чувства, делают расчетливой, холодной эгоисткой. По словам А. В. Луначарского, Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновения противоположенных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей для всего развития действия роли, как в Отцах и детях.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)