Нравственные искания героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Для чего жить и что такое я?
Л. Толстой. Война и мир
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войн и мир» изображено множество человеческих судеб. На страницах романа мы встречаемся с полководцами и рядовыми солдатами, крестьянами и аристократами, императорами и государственными деятелями. И у каждого из них — свои нравственные искания, каждый ищет свою дорогу и по-своему решает вопрос о смысле жизни.
Драматический путь, полный открытий и разочарований, проходит Андрей Болконский. Неудовлетворенный пустой, бессмысленной, однообразной
Отечественная война 1812 года возвращает Болконского к жизни. Он отдает себя служению Отчизне и людям своей страны, командует полком. Во время Бородинского сражения князь получает смертельное ранение — но и здесь он не уронил чести офицера, человеческого достоинства. Близость смерти не прерывает его нравственных исканий, и Андрей Болконский испытывает еще одно откровение: постигает «счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных, внешних влияний на человека, счастье души, счастье любви». Он прощает и Наташу, и Курагина, которого долгое время считал своим врагом. Я уверена, что Андрей Болконский не зря прожил свою короткую, но такую насыщенную и полноценную жизнь.
Непроста и судьба Пьера Безухова. Предаваясь чувственным удовольствиям, разгульному веселью, добрый, мягкий и доверчивый молодой человек становится марионеткой в хитрых и ловких руках. Именно поэтому брак Пьера с Элен, безнравственной, холодной, бездушной женщиной, польстившейся только на его богатство и знатное имя, приносит ему лишь несчастье. Очень скоро Безухов понимает бесцельность, пустоту такой жизни, он уходит из общества, порывает с женой.
Поиски новых ценностей приводят Пьера к масонам, которые утверждают принцип жизни для других, принесения пользы обществу. Восприняв их идеи, Пьер вскоре разочаровывается в самих масонах, видя, что их слова и дела не совпадают. По-новому старается Безухов построить свою жизнь: «Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться? Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, старюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни.»
В Отечественную войну Пьер Безухов особенно сильно осознает чувство причастности к своему народу. Защита Москвы, плен у французов обновили и изменили его. А после войны он находит свое счастье в счастливом браке с Наташей Ростовой и в активной деятельности в составе тайного общества. Посвятивший свою жизнь народу, непримиримый борец против зла и жестокости, Безухов в конце романа становится близок к идеям декабристов.
Так, каждый герой романа по-своему отвечает на вопросы: «Что дурно? Что хорошо?. Для чего жить и что такое я.» Для Платона Каратаева, изменившего мировоззрение Пьера Безухова во время французского плена, главное — естественность, смиренное приятие жизни, какой бы она ни была, растворение в ней, проповедь любви ко всему живому. А простыми солдатами, насмерть стоявшими на Бородинском поле, Николаем Ростовым и многими другими участниками борьбы с французами руководили ненависть к врагам и любовь к Родине.
Для Наташи Ростовой, открытой, искренней, естественной, любовь была главной ценностью в жизни, и это чувство она понимала прежде всего как самоотдачу и самопожертвование. Для Сони главное — рассудительность и благородство, Мария Болконская нашла себя в христианской покорности, следовании религиозным заповедям.
Каждый герой романа «Война и мир» самобытен и неповторим, но все они заставляют читателя задуматься о своей жизни, оценить свои поступки, свое место в мире. И в этом я вижу бессмертие этого великого произведения.