Нравственные искания героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Для чего жить и что такое я?
Л. Толстой. Война и мир
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войн и мир» изобра­жено множество человеческих судеб. На страницах рома­на мы встречаемся с полководцами и рядовыми солдатами, крестьянами и аристократами, императорами и государ­ственными деятелями. И у каждого из них — свои нрав­ственные искания, каждый ищет свою дорогу и по-своему решает вопрос о смысле жизни.
Драматический путь, полный открытий и разочарова­ний, проходит Андрей Болконский. Неудовлетворенный пустой, бессмысленной, однообразной

светской жизнью, он уходит на войну, лелея честолюбивые замыслы о великой славе, подвигах, преклонении людей перед его величием. Во время сражения при Аустерлице князь Андрей получа­ет тяжелое ранение, и в это мгновение он словно прозрева­ет, понимая, насколько глупыми, мелкими и ничтожными были его планы и устремления к славе. Теперь Болконс­кий уверен, что должен посвятить жизнь своей семье, вос­питанию будущего сына, то есть жить для себя. Поправив­шись, он возвращается домой, но смерть жены во время родов заставляет его пережить тяжелый душевный кризис, из которого его выводит лишь встреча и беседа со старым
другом Пьером Безуховым и знакомство с Наташей Рос­товой. С воскресшим желанием активной деятельности, обновленный, князь Андрей приходит к пониманию, что жизнь только для себя не может удовлетворить его, и он стремится теперь приносить добро и пользу другим лю­дям, жить для других. Полный надежд на совместную счастливую жизнь с Наташей, Болконский однако же откла­дывает свадьбу с ней на год и едет в Петербург, где знако­мится со Сперанским и активно сотрудничает с его комис­сией. И снова его постигают удары и разочарования: он разуверился в Сперанском, рухнули и надежды на личное счастье с Наташей.
Отечественная война 1812 года возвращает Болконс­кого к жизни. Он отдает себя служению Отчизне и людям своей страны, командует полком. Во время Боро­динского сражения князь получает смертельное ране­ние — но и здесь он не уронил чести офицера, челове­ческого достоинства. Близость смерти не прерывает его нравственных исканий, и Андрей Болконский испытыва­ет еще одно откровение: постигает «счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных, внешних вли­яний на человека, счастье души, счастье любви». Он прощает и Наташу, и Курагина, которого долгое время считал своим врагом. Я уверена, что Андрей Болконский не зря прожил свою короткую, но такую насыщенную и полноценную жизнь.
Непроста и судьба Пьера Безухова. Предаваясь чув­ственным удовольствиям, разгульному веселью, добрый, мягкий и доверчивый молодой человек становится марио­неткой в хитрых и ловких руках. Именно поэтому брак Пьера с Элен, безнравственной, холодной, бездушной жен­щиной, польстившейся только на его богатство и знатное имя, приносит ему лишь несчастье. Очень скоро Безухов понимает бесцельность, пустоту такой жизни, он уходит из общества, порывает с женой.
Поиски новых ценностей приводят Пьера к масонам, которые утверждают принцип жизни для других, принесе­ния пользы обществу. Восприняв их идеи, Пьер вскоре разочаровывается в самих масонах, видя, что их слова и дела не совпадают. По-новому старается Безухов постро­ить свою жизнь: «Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться? Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, старюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни.»
В Отечественную войну Пьер Безухов особенно сильно осознает чувство причастности к своему народу. Защита Москвы, плен у французов обновили и изменили его. А после войны он находит свое счастье в счастливом браке с Наташей Ростовой и в активной деятельности в составе тайного общества. Посвятивший свою жизнь народу, не­примиримый борец против зла и жестокости, Безухов в конце романа становится близок к идеям декабристов.
Так, каждый герой романа по-своему отвечает на воп­росы: «Что дурно? Что хорошо?. Для чего жить и что такое я.» Для Платона Каратаева, изменившего мировоз­зрение Пьера Безухова во время французского плена, глав­ное — естественность, смиренное приятие жизни, какой бы она ни была, растворение в ней, проповедь любви ко всему живому. А простыми солдатами, насмерть стоявшими на Бородинском поле, Николаем Ростовым и многими дру­гими участниками борьбы с французами руководили нена­висть к врагам и любовь к Родине.
Для Наташи Ростовой, открытой, искренней, естествен­ной, любовь была главной ценностью в жизни, и это чувство она понимала прежде всего как самоотдачу и самопожертвование. Для Сони главное — рассудитель­ность и благородство, Мария Болконская нашла себя в христианской покорности, следовании религиозным запо­ведям.
Каждый герой романа «Война и мир» самобытен и не­повторим, но все они заставляют читателя задуматься о своей жизни, оценить свои поступки, свое место в мире. И в этом я вижу бессмертие этого великого произведения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Нравственные искания героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»