Мое понимание названия романа «Война и мир»
«Я старался писать историю народа», — говорил Лев Николаевич Толстой о замысле романа «Война и мир». И действительно, его величайшее по своему идейному содержанию произведение отражает историю жизни всего русского народа, всех его слоев, в период до, во время и после Отечественной войны 1812 года. На первый взгляд может показаться, что роман » Война и мир» назван так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирное время. Однако сводить смысл произведения только к
Пятнадцать лет, начиная с 1805-го и заканчивая 1820 годом, с невероятной достоверностью и точностью запечатлены в романе. Каждая из страниц русской истории передана с величайшей реалистической правдой. Автор переносит нас во времена событий 1805 года, во времена крупнейших сражений — Шенграбенского и Аустерлицкого, он раскрывает нам смысл и последствия переговоров Александра с Наполеоном в Тильзите, повествует о мире, заключенном в 1807 году на реке Неман. С необычайным художественным мастерством, и в то же время точно соблюдая историческую правду, писатель рисует картины Отечественной
— «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?» Показывая весь ужас войны, рисуя жестокие, страшные картины человеческой смерти, писатель стремился показать ее нецелесообразность, античеловечность, антигуманностъ. Он взывал к душам людей, от которых зависит история, которые принимают необдуманные решения и посылают народы на гибель. «Война есть самое гадкое дело в жизни, — говорит князь Болконский, — надо понимать это и не играть в войну».
Всемирной трагедией обернулось для русского народа начало Отечественной войны: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческой природе событие «. Толстой описывает военные действия не с целью воссоздать хронологию событий, а с надеждой на объединение людей доброй воли, которые, взявшись за руки, сумеют противостоять тем, кто навязывает народам войны. Таким образом, подробно и точно изображая войну, автор на самом деле призывает людей к борьбе за мир.
Л. Н. Толстой действительно связывает название своего романа со словом «мир» в значении «отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми». Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей. Однако значение слова «мир» в произведении Толстого носит также более широкое значение, чем просто призыв к мирной жизни. Мир богатых и мир бедных, мир дворянства и мир крестьян, мир эгоизма и бездуховности и мир высокой нравственности и. морали раскрываются перед нами во всей своей правдивости, точности и полноте, со всеми своими недостатками, изъянами или, наоборот, со всей гармонией и стремлением к всеобщему счастью. Толстой рисует нам мир светских салонов, но основное его сосредоточено на народе. Именно русский народ, простые русские люди являются для писателя воплощением правды, справедливости, носителями высшей духовности и цельности. Не случайно все герои, которые вызывают у нас симпатию и любовь, тем или иным образом связаны с народом. Русские крестьяне, солдаты, простые труженики — вот тот огромный мир, то, что является движущей силой истории, вершителем, поильцем и кормильцем, создателем и хранителем основных материальных и духовных ценностей — хранителем самой жизни.
«Мир» в романе — это и необъятные просторы Земли. Это великолепные, красочные пейзажи, помогающие наиболее точно понять обстановку, в которой живут и действуют герои, их состояние и ход мыслей, характер их переживаний, весь эмоциональный мир героев. В важнейшие минуты жизни этот мир приобретает по-настоящему космические, вселенские масштабы, отражая взаимосвязь всего происходящего с человеком и вокруг него: » Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд не было заметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело».Не случайным является и то, что картины русской природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей. Иногда же красота пейзажа в романе призвана подчеркнуть бессмысленность и жестокость кровопролитных войн, или уродство человеческих отношений, или низость и пустоту человеческой души.
Сложнейший мир человеческой души — еще одна сторона понятия «мир» в заголовке романа. С одной стороны, великое душевное богатство Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи, с другой — примитивный мир души светских трутней, таких как Курагины, Несвитский, Жерков, Шерер. Рисуя обычную, повседневную жизнь Ростовых, Курагиных, Болконских, Безуховых, Друбецких, Бергов, со всеми их радостями и горестями, влюбленностями и разочарованиями, болезнями, писатель воссоздает сложнейший и изменчивый мир отношений, мир обыкновенного человеческого счастья и несчастья. Однако на этом многообразие чувств, мыслей, понятий, ассоциаций, связанных с «миром», в романе Толстого вовсе не заканчивается. Умение и способность жить «миром», то есть дружно, сообща, помогая и поддерживая друг друга, — еще одна из сторон человечески 1Й жизни, имеющая очень важное значение для автора «Войны и мира». Способность жить и уходить «с миром», подобно Платону Каратаеву, — тоже немаловажная деталь в произведении. И этот спито к можно продолжать и расширять бесконечно.
Создавая роман «Война и мир», Л. Н. Толстой ставил перед собой задачу «заставить любить жизнь, в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях». Это стремление также заключено в названии произведения: жизнь людей в мирное время и во времена тяжелых испытаний, изменения, происходящие с героями, трудности их судьбы и поиск путей преодоления этих трудностей, поиски себя и смысла жизни — все отражено в этом гениальном романе. А еще — понятие всемирного, общечеловеческого зла (в образе войны) и добра, гармонии, красоты (в образе мира).