МУРОМСКИЙ — центральный персонаж комедии А. В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» (1854) и драмы «Дело» (1861, сцен, назв. «Отжитое время» — 1882). В первой пьесе М.- действующее лицо бытовой комедии. Деревенский житель, хороший хозяин, богач, провинциал, не принимающий столичного уклада жизни. Балы, скачки, мода — все это для М. глупость, бессмыслица, пустая трата денег. Он существует в «чужом» для себя пространстве, поэтому его легко обмануть. В структуре «Свадьбы.» М. достаточно традиционный герой, не наделенный яркими
индивидуальными и оригинальными чертами. Единственно, где звучит живая, теплая интонация,- это отношение к дочери Лидочке: любовь, забота и растерянность перед ее чувством к Кречинскому. Финал пьесы переводит образ М. в иную жанровую плоскость. Идиллия семейной жизни разрушена, интимное существование выставлено напоказ, чужое пространство оборачивается враждебным, и он «бежит от сраму», вытолкнутый энергией зла. В «Деле», после пяти лет судопроизводства, разоренный М. вступает в поединок с государственной системой. Его долго не покидают иллюзии, вера в справедливость, он пытается сохранить достоинство семьи
путем благородного невмешательства в дело. Но угроза страшного унижения для Лидочки заставляет М. действовать. Он пройдет по всем ступеням ада, от простого стряпчего до Важного лица, поднимется на высшую ступень Правосудия, и «правда вместе с кровью» хлынет у него изо рта. В «Деле» все, что связано с понятием справедливости, добра, методично изгоняется и уничтожается. (В «Смерти Тарелкина» — последней пьесе трилогии — уже не будет ни одного положительного лица.) В этой жизни нет места нормальным человеческим чувствам. Здесь правит бал антихрист в одежде чиновника и со звездой на груди. В фантасмагории чиновничьего произвола, в полном подавлении прав частного лица Сухово-Кобылин видит вырождение русской государственности. И больше — крушение гуманизма, отказ от духовных ценностей, выработанных цивилизацией. Изощренный грабеж М. в финале, его трагическая смерть — это безусловная победа тьмы. Пессимистично убеждение автора в бессмысленности сопротивления, беспомощности протеста, слабости моральных сил. Поэтому умирает М.; Расплюев и Тарелкин — вечны, И именно в М., еще недавно очень состоятельном помещике, безысходно звучит тема поруганных, униженных и оскорбленных. Мир оборотней российской системы спокойно и равнодушно поглотит душу М., а вместе с ней и надежду на спасение будущего. Индивидуальная смерть М. синонимична гибели его семьи и адекватна разрушению традиционных христианских идеалов. Трагическое лицо смерти в пьесе отражает и характерные черты лица российской действительности. Не случайно Сухово-Кобылин указывал на идеологическую и тематическую связь «Дела» и политического памфлета «Квартет» (1889), где «рак Чиновничества, разъедающий в одну сплошную Рану великое Тело России, едет на ней верхом и высоко держит Знамя Прогресса!». Смерть М. рифмуется с финалом «Квартета»: «Прощай! Напиши, скоро ли умрешь? По-моему, пора!!!» Первым исполнителем роли М. был М. С.Щепкин («Свадьба.» 1855). В 1900 г. А. П.Ленский сыграл М. в «Деле». Одним из лучших интерпретаторов образа М. был М. А.Чехов (1927).