Муромский

МУРОМСКИЙ – центральный персонаж комедии А. В.Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского” (1854) и драмы “Дело” (1861, сцен, назв. “Отжитое время” – 1882). В первой пьесе М.- действующее лицо бытовой комедии. Деревенский житель, хороший хозяин, богач, провинциал, не принимающий столичного уклада жизни. Балы, скачки, мода – все это для М. глупость, бессмыслица, пустая трата денег. Он существует в “чужом” для себя пространстве, поэтому его легко обмануть. В структуре “Свадьбы.” М. достаточно традиционный герой, не наделенный яркими

индивидуальными и оригинальными чертами. Единственно, где звучит живая, теплая интонация,- это отношение к дочери Лидочке: любовь, забота и растерянность перед ее чувством к Кречинскому. Финал пьесы переводит образ М. в иную жанровую плоскость. Идиллия семейной жизни разрушена, интимное существование выставлено напоказ, чужое пространство оборачивается враждебным, и он “бежит от сраму”, вытолкнутый энергией зла. В “Деле”, после пяти лет судопроизводства, разоренный М. вступает в поединок с государственной системой. Его долго не покидают иллюзии, вера в справедливость, он пытается сохранить достоинство
семьи путем благородного невмешательства в дело. Но угроза страшного унижения для Лидочки заставляет М. действовать. Он пройдет по всем ступеням ада, от простого стряпчего до Важного лица, поднимется на высшую ступень Правосудия, и “правда вместе с кровью” хлынет у него изо рта. В “Деле” все, что связано с понятием справедливости, добра, методично изгоняется и уничтожается. (В “Смерти Тарелкина” – последней пьесе трилогии – уже не будет ни одного положительного лица.) В этой жизни нет места нормальным человеческим чувствам. Здесь правит бал антихрист в одежде чиновника и со звездой на груди. В фантасмагории чиновничьего произвола, в полном подавлении прав частного лица Сухово-Кобылин видит вырождение русской государственности. И больше – крушение гуманизма, отказ от духовных ценностей, выработанных цивилизацией. Изощренный грабеж М. в финале, его трагическая смерть – это безусловная победа тьмы. Пессимистично убеждение автора в бессмысленности сопротивления, беспомощности протеста, слабости моральных сил. Поэтому умирает М.; Расплюев и Тарелкин – вечны, И именно в М., еще недавно очень состоятельном помещике, безысходно звучит тема поруганных, униженных и оскорбленных. Мир оборотней российской системы спокойно и равнодушно поглотит душу М., а вместе с ней и надежду на спасение будущего. Индивидуальная смерть М. синонимична гибели его семьи и адекватна разрушению традиционных христианских идеалов. Трагическое лицо смерти в пьесе отражает и характерные черты лица российской действительности. Не случайно Сухово-Кобылин указывал на идеологическую и тематическую связь “Дела” и политического памфлета “Квартет” (1889), где “рак Чиновничества, разъедающий в одну сплошную Рану великое Тело России, едет на ней верхом и высоко держит Знамя Прогресса!”. Смерть М. рифмуется с финалом “Квартета”: “Прощай! Напиши, скоро ли умрешь? По-моему, пора!!!” Первым исполнителем роли М. был М. С.Щепкин (“Свадьба.” 1855). В 1900 г. А. П.Ленский сыграл М. в “Деле”. Одним из лучших интерпретаторов образа М. был М. А.Чехов (1927).


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Occlusive and constrictive consonants.
Сейчас вы читаете: Муромский