Кречинский

КРЕЧИНСКИЙ – герой комедии А. В.Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского” (1854). Образ К. есть своеобразная рефлексия русской литературы 50-х г. XIX в. на романтизм, расчет с романтическим мироощущением, “адаптация” романтического героя к новым эстетическим веяниям, к условиям социальной действительности. Отсюда это “неожиданное и чудное”, по словам А. Блока, соединение в пьесе и в характере К. Островского с Лермонтовым. К.- личность избранная, демоническая. Человек умный, сильный, смелый, одаренный, он имеет власть над людьми. Натура страстная: азартный игрок, прожигатель жизни, шулер высокого полета, К. полон цинизма и презрения к людям. Деньги, миллионное приданое – лишь средство. Игра – вот цель, смысл жизни, риск и вызов судьбе. И наконец – абсолютная свобода. Однако “избранность” К. сниженная, гравестированная, переведенная из философско-этического плана романтиков в житейский. Демоническая тема раскрывается Сухово-Кобылиным в пространстве комедии, в структуре реальной бытовой истории и потому теряет патетичность, высоту и сложность проблематики романтиков. К. – “мелкий бес”, вырождение мистического романтического героя. “Духовный предел” романтиков в пьесе заменяется “жирным миллионом”. К. начинает с фарса, с открытой водевильной игры, не предвещавшей катастрофы. Блестящий щеголь, опытный сердцеед,

К. легко увлекает Лидочку, молниеносно завоевывает симпатии Атуевой, хитро и умно добивается доверия Муромского (рассказ о деревенской идиллии, подаренный бычок). Однако драматург неожиданно ломает логику “хорошо сделанной пьесы” и переключает произведение в иной стилистический и жанровый строй. Демонический эгоизм К., стремление к самоутверждению разбивает жизненный покой, гармонию, любовь всей семьи Муромских, ввергает ее в ад “Дела”. При этом любопытно, что зло в пьесе полно очарования и силы, а добро, по словам Ап. Григорьева, немощно и хило. Слабость, безликость “добра” в “Свадьбе.” настолько очевидна, что “зло” К. не получает традиционного противостояния. Особенности конфликта кроются непосредственно в образе главного героя. На первый взгляд, активное, разрушительное, “стремительное” начало жизни противостоит в лице К. “закиси и застою” обыденности, духовному мещанству общества. На самом деле – традиционную для романтиков оппозицию Сухово-Кобылин рассматривает в ином идеологическом ракурсе. Жизнь К. – это утверждение мнимых ценностей, “перевернутых” критериев; он поставил себя вне и над ориентирами обыкновенных людей: добропорядочность, покой, внутренняя гармония, семейное счастье и т. д. Авантюрист и экспериментатор, противопоставивший себя усердности, в реальной жизни ломает человеческие судьбы. К. утверждает права “сильной” личности, Сухово-Кобылин – ценность каждой индивидуальной жизни. Правда, К. не может до конца расстаться с достоинством порядочного человека, и потому в “Деле” появляется его письмо к Муромскому. Образ К.- светского человека, незаменимого во всех столичных развлечениях, был хорошо знаком современникам. Автор выводит на сцену его “закулисную жизнь”, о которой мало кто подозревал. Сюжетная основа персонажа – кульминационная ситуация К. на грани краха. Центральный, второй, акт пьесы – это напряженные поиски выхода. К. – в отчаянии затравленного зверя. Если в первом действии он ведет уверенную игру, легко меняя лики, он почти не ощущает опасности в разоблачении Нелысина, то теперь перед нами уставший, постаревший, испуганный К. без маски. По сути, он – человек-актер, постоянно играющий нужную роль. Перспектива интриги просчитана им с режиссерской тща – тельностью, он выстраивает спектакль рационально и жестко, без сантиментов и снисходительности к людям. Перед Расплюевым и слугой Федором нет необходимости играть. Во втором акте он “скидывает” блестящие манеры, меняется лексика, поведение, раскрывается истинное нутро К. Автор создает модель социально-ролевого поведения человека. Если раньше молодежь без него и “дыхнуть не могла”, если он никогда не добивался “бабьих денег”, то теперь водит дружбу со всякой швалью, типа Расплюева, и стремится завладеть миллионным приданым Лидочки. С подменой бриллиантовой булавки светский щеголь оборачивается уголовником. Но, показав нам такого К., драматург опять меняет направление интриги. И вот К. – победитель, Наполеон, как скажет Расплюев. Он берет на себя роль иллюзиониста. Новая маска потребует перевоплощения всего жизненного пространства: преображения внешнего облика, “костюмировки” квартиры и т. д. Однако “спектакль” не удастся доиграть до конца. Костюмированная идиллия семейного вечера обернется разнузданным скандалом и разоблачением. К. – стержень пьесы, ее идеолог, двигатель сюжета, основа конфликта, он доминанта жанрового и стилистического контрапункта “Свадьбы.”. В первом акте К. водевильный герой, во втором – центральный персонаж социально-бытовой комедии и, наконец, в третьем – драматургическая пружина перехода комедии в драму. Все герои раскрываются через К., отражаются в нем, точнее – К., постоянно манипулируя людьми, моделирует время, пространство, поведение, чувства других персонажей. У К. нет своего пространства, своего дома. Он органично существует в чужом пространстве. Его самосознание позволяет ему быть всегда и везде хозяином. И в этом его социальная опасность. Если пушкинский Германн и лермонтовский Арбенин в финале сходят с ума, если Чацкий бежит из Москвы, то К., у которого “сорвалось”, проигравший большую игру, остается непотопляемым. Его спасает Лидочка (“опять женщина”), отдавая настоящий солитер ростовщику Беку. К. больше не появится в пьесах Сухово-Кобылина; его “исчезновение” из сюжетного пространства трилогии симптоматично. Время таких героев проходит. Способность отличать добро от зла, наличие каких-либо принципов – привилегия людей “прошлого”. На историческую авансцену стремительно выдвигались Расплюевы и Тарелкины. Впервые роль К. была сыграна Шумским (18SS). Другие исполнители: В. В.Самойлов (1856), Ю. М.Юрьев (1917).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Образ хлестакова и осипа в комедии ревизор.
Сейчас вы читаете: Кречинский