Новгородские богатыри Василий Буслаев
Второй новгородский богатырь — Василий Буслаев. Он известен только своей силой, буйством и разгулом. Это — несимпатичный богатырь. В детстве мать отдала его учиться грамоте; он легко научился «пером писать», читать и петь в церкви. Но наука не пошла ему на пользу, т. к., он еще смолоду стал проявлять свой буйный, неистовый нрав и сдружился с дурными людьми,
«Допьяна уж стал напиваться; А и ходит в городе и уродует; Которого возьмет он за руку, Из плеча тому руку выдернет».
Делает это он не со злобы, а из озорства, из желания драться.
«Началась у них драка-бой великая.
Пошел Василий по Волх-реке.
И идет Василий по Волх-реке,
По той Волховом по улице.
С теми мужиками новгородскими
Он дерется, бьется день до вечера.
Прибили уже много до смерти,
Вдвое, втрое перековеркали,
А уж мужики покорилися,
Покорилися, помирилися». Они цросят крестного отца Васьки, «Старчище-Пилигримище», унять своего расходившегося крестника. Но когда Старчище-Пилигримище с церковным колоколом на голове является на место побоища, Васька и его убивает.
В описании этого страшного боя видно несомненное отражение знаменитых новгородских драк, происходивших часто после вечевых сходок, а вмешательство Старчища-Пили-гримища с церковным колоколом на голове напоминает вмешательство церковных властей, епископов и митрополитов новгородских, нередко приходивших разнимать и мирить воюющих.
Наконец мужики новгородские взмолились к матери Василия Буслаева, чтобы она «уняла свое чадо милое». Матери удалось остановить Ваську: она зашла сзади и положила ему 1руки на плечи. Он оглянулся, остановился и похвалил мать за догадливость: «а то», говорит, «если бы ты спереди зашла, я б и тебя убил». Этим Васька показывает, что в пылу сражения он совершенно забывается, увлекается: способен не разбирая, и мать убить.
Другая былина рассказывает о путешествии Василия Буслаева с дружиной в Святую землю, в Иерусалим.
«С молоду много бито, граблено,
Под старость надо душу спасать». Но и в Святой земле Васька не оставляет своего «буйного обычая». Приближаясь к Иерусалиму видит он на дороге человеческий череп, «пустую голову» и рядом — камень. Он толкает ногой без всякого уважения «пустую голову» и прыгает через камень, не обращая внимания на слова мертвой головы, которая предсказывает, что тот, кто будет через этот камень скакать, сломит себе «буйную голову».
Подойдя к Иордану, несмотря на общее уважение к святому месту, к реке, в которую благочестивые люди раз в год, в день Крещения, погружаются в одежде и с молитвою, — Васька без всякого благоговения со своей дружиной нагишом в Иордане купается.
Но наступает предел его разгульному буйству. Возвращаясь в Иерусалим, Васьма видит опять на дороге череп человеческий и рядом — роковой камень. Васька предлагает своей дружине скакать через камень, говоря, что он сам будет скакать задом. Разбежался Васька задом, споткнулся, пал на камень и убился на смерть, «сломил себе буйную голову». Дружина похоронила его подле мертвой головы.