ЛИДОЧКА — героиня комедии А. В, Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» (1854) и драмы «Дело» (1861, сцен. назв. «Отжитое время» — 1882). Л. Муромская, богатая невеста, входит в пьесу наивной, застенчивой, провинциальной девушкой. Она откровенно радуется столичной жизни, без ума влюблена в Кречинского и с замиранием сердца ждет свадьбы. Ясный, простой, незамысловатый образ, не разрушающий пределы характерной для домашнего уклада манеры поведения. Но драматург исподволь ломает устоявшиеся стереотипы. За внешней скромностью и банальной
лексикой автор скрывает неординарного человека. Л. воспринимает жизнь основательно, всерьез. Именно этого не понял Кречин-ский, затевая с ней бесчеловечную игру. Для него Л.- «какая-то пареная репа, нуль какой-то». Но постепенно, к третьему акту комедии, обнаруживается серьезность характера Л. Спасая К. от тюрьмы, совершая самоотверженный поступок, Л. логично «переходит» в пространство драмы. В «Деле», подобно послушнице (не случайно в первой пьесе возникает мотив монастыря), Л. смиряет себя и окружающих перед отчаянием, страхом разорения. Л. высоко держит голову, верит в божественную справедливость, ибо в душе
своей не чувствует никакой вины. Внутренняя стойкость и мужество сочетаются»Шв. с трезвым знанием, что мир страшен и добром их дело не кончится. На минуту (единственный монолог третьего действия) она, как романтическая героиня, откроет зрителю свою сердечную боль, вечную любовь к Кречинскому, но в целом образ дан как закрытая система: душа Л.- тайна для постороннего взгляда. Характер Л. лишен подробностей, но отдельные его черты, навеянные образами более знаменитых героинь (Татьяна Ларина, Лиза Калитина, Наталья из «Рудина»), складываются в целостный образ. Л.- знак определенного женского типа. Через образы Л. и ее отца Муромского Сухо-во-Кобылин по-новому решает тему маленького человека. Он отказывается от сословного критерия, ему не важно социальное положение, поэтому не Расплюев и не Тарелкин существуют в пределах тематики «маленького человека». В структуре российской государственности частный человек Сухово-Кобылина — ничто. Его безнаказанно унижают, грабят, оскорбляют, он средство для наживы (для Кречинского или для всей социальной машины). Автор, не выводя Л. за черту семейных отношений, вводит образ в пространство социальной проблематики. Естественный человек без маски не способен вписаться в грандиозный государственный спектакль, не имеет достойной роли в официальной иерархии. Судьба Л. после смерти отца («Дело») не известна, но можно догадываться, что перспектива ее трагична. Лучшие исполнительницы роли Лидочки: М. Н.Ермолова (1871), Г. Н.Федотова (1882) — первая играла в «Свадьбе Кречинского», вторая — в «Деле».