РАСПЛЮЕВ — центральный персонаж А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» (1854) и герой комедии-шутки «Смерть Тарелкина» (1869, сцен. назв. «Расплюевские веселые дни» — 1900). Р.- типический образ, пророчески символизирующий Россию в пространстве ее истории. Социальная сущность этого героя столь значительна, что Р. на долгие годы становится именем нарицательным (от Салтыкова-Щедрина до А. В.Амфитеатрова). Возникает целое понятие — расплюевщина. Не случайно историк Н. И.Костомаров говорил студентам университета: «Вы, господа,
начинаете свое поприще Репетиловыми, а окончите его Расплюевыми». В его словах было прозорливое предостережение. Зловещая фигура Р. постепенно выдвигалась на историческую авансцену и угрожала гуманистическим ценностям. Эволюция образа, его трансформация от «Свадьбы.» к «Смерти.» логична и обоснованна. Судьба Р. есть выражение авторской концепции фундамента российской социальной системы. Взгляд Сухово-Кобылина сравним, пожалуй, с «Философическим письмом» П. Я.Чаадаева, ему чужды исторические иллюзии, он полон гнева и осуждения. И потому образ Р. лишен мягкого юмора, традиционного для русской литературы
сострадания к «маленькому человеку». Мелкий шулер, вор, проходимец, готовый в любой момент залезть в чужой карман, Р. не столько смешон и жалок, сколько страшен. Формально Сухово-Кобылин создает все условия для «снисходительного» отношения к Р. Он неудачник — вечная нищета, побои, голод, унижения, жизнь «по коморкам и лазейкам», необходимость таскать в «гнездо птенцам» пищу — все это делает Р. почти страдальцем. Между тем Р.- человек без морали и принципов, трусливый циник, мелкий уголовник. У него нет привязанностей, он ни к чему не приучен, ничего не умеет. Р. будет служить кому угодно, лишь бы платили. Человек без ли да, Р. вечно «подглядывает» за «сильными мира сего», «примеривает» их одежду (символически одевается в сюртук Кречинского) и всегда стремится сам стать хозяином. В «Свадьбе.» Р. совсем не «водевильный дурак», он — партнер Кречинского и в какой-то степени — его отражение. Но у Р. своя судьба. Человек, свободный от совести, он преуспевает в движении по жизни иным путем. В «Деле» мы узнаем, что Р. дает лживые показания на Лидочку. И вот в «Смерти.» — мошенник без биографии и фамилии, человек без чести становится хранителем закона, полицейским. Он — социальный оборотень. Зависть, оскорбленное самолюбие, амбиции, стремление маленького человека к власти делают его торжествующим хамом; при всей ничтожности чина (квартальный надзиратель) холуй превращается в хозяина жизни. «Смерть.» — это апофеоз Р., момент его высшего самоутверждения. Тупость, жестокость, фантасмагория российской действительности символически слились воедино в образе Р. Абсурд беззакония делает его главным законником системы. И вот он уже готов всю Россию засадить за решетку, призвать к ответу. На наших глазах ничтожество и трус вырастает в громадную фигуру, эдакую «прорву», готовую поглотить весь мир. Р.- винтик мощного полицейского механизма, выражение агрессивного могущества полицейского государства. Драматург дает тончайший анализ психики и социального поведения «маленького человека» в обществе тотального страха: «.меня дрожать будут! Раболепствовать будут!» Впервые роль Р. в «Свадьбе.» сыграл П. М.Садовский (1855); другие исполнители: А. Е.Мартынов (1856), В. Н.Давыдов (1875), И. В.Ильинский (1933).