Расплюев


РАСПЛЮЕВ – центральный персонаж А. В. Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского” (1854) и герой комедии-шутки “Смерть Тарелкина” (1869, сцен. назв. “Расплюевские веселые дни” – 1900). Р.- типический образ, пророчески символизирующий Россию в пространстве ее истории. Социальная сущность этого героя столь значительна, что Р. на долгие годы становится именем нарицательным (от Салтыкова-Щедрина до А. В.Амфитеатрова). Возникает целое понятие – расплюевщина. Не случайно историк Н. И.Костомаров говорил студентам университета: “Вы, господа, начинаете свое поприще Репетиловыми, а окончите его Расплюевыми”. В его словах было прозорливое предостережение. Зловещая фигура Р. постепенно выдвигалась на историческую авансцену и угрожала гуманистическим ценностям. Эволюция образа, его трансформация от “Свадьбы.” к “Смерти.” логична и обоснованна. Судьба Р. есть выражение авторской концепции фундамента российской социальной системы. Взгляд Сухово-Кобылина сравним, пожалуй, с “Философическим письмом” П. Я.Чаадаева, ему чужды исторические иллюзии, он полон гнева и осуждения. И потому образ Р. лишен мягкого юмора, традиционного для русской литературы сострадания к “маленькому человеку”. Мелкий шулер, вор, проходимец, готовый в любой момент залезть в чужой карман, Р. не столько смешон и жалок, сколько страшен. Формально Сухово-Кобылин


создает все условия для “снисходительного” отношения к Р. Он неудачник – вечная нищета, побои, голод, унижения, жизнь “по коморкам и лазейкам”, необходимость таскать в “гнездо птенцам” пищу – все это делает Р. почти страдальцем. Между тем Р.- человек без морали и принципов, трусливый циник, мелкий уголовник. У него нет привязанностей, он ни к чему не приучен, ничего не умеет. Р. будет служить кому угодно, лишь бы платили. Человек без ли да, Р. вечно “подглядывает” за “сильными мира сего”, “примеривает” их одежду (символически одевается в сюртук Кречинского) и всегда стремится сам стать хозяином. В “Свадьбе.” Р. совсем не “водевильный дурак”, он – партнер Кречинского и в какой-то степени – его отражение. Но у Р. своя судьба. Человек, свободный от совести, он преуспевает в движении по жизни иным путем. В “Деле” мы узнаем, что Р. дает лживые показания на Лидочку. И вот в “Смерти.” – мошенник без биографии и фамилии, человек без чести становится хранителем закона, полицейским. Он – социальный оборотень. Зависть, оскорбленное самолюбие, амбиции, стремление маленького человека к власти делают его торжествующим хамом; при всей ничтожности чина (квартальный надзиратель) холуй превращается в хозяина жизни. “Смерть.” – это апофеоз Р., момент его высшего самоутверждения. Тупость, жестокость, фантасмагория российской действительности символически слились воедино в образе Р. Абсурд беззакония делает его главным законником системы. И вот он уже готов всю Россию засадить за решетку, призвать к ответу. На наших глазах ничтожество и трус вырастает в громадную фигуру, эдакую “прорву”, готовую поглотить весь мир. Р.- винтик мощного полицейского механизма, выражение агрессивного могущества полицейского государства. Драматург дает тончайший анализ психики и социального поведения “маленького человека” в обществе тотального страха: “.меня дрожать будут! Раболепствовать будут!” Впервые роль Р. в “Свадьбе.” сыграл П. М.Садовский (1855); другие исполнители: А. Е.Мартынов (1856), В. Н.Давыдов (1875), И. В.Ильинский (1933).



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Предмет педагогики.
Сейчас вы читаете: Расплюев

 »