«Красное и черное» как социально политический роман
Роман «Красное и черное» справедливо считается одним из шедевров Стендаля. Это роман о современности, о французском обществе периода Реставрации, взятое в широком диапазоне. Перед читателем разворачивается жизнь провинции и столицы, разных классов и прослоек — провинциальной и столичной аристократии, буржуазии, духовенства, даже в определенной мере социальных низов, ведь главный герой произведения, Жульен Сорель, сын плотника. Роман имеет подзаголовок «Хроника XIX столетия», что, тем не менее, не означает дистанционирования от
Роман был написан в последние месяцы существования режима Реставрации, в предчувствии его близкого краха, и стал своеобразным итогом этого периода и вместе с тем приговором ему.
Возобновленная оккупационными войсками монархия Бурбон была дворянской монархией, т. е. политическая власть принадлежала дворянству. Однако буржуазия уже властвовала в экономике и готовилась взять
Мэр города аристократ де Реналь, который гордится своим происхождением, также занимается предпринимательством, он является хозяином фабрики гвоздей, которая приносит неплохую прибыль. Произведение наполнено социальной динамикой, которая укладывается в основной вектор движения истории. Изображая аристократов и буржуа, Стендаль отображает их противостояние на общественной арене, вытеснение аристократии, которая опирается на родословную и поддержку правительства, буржуазию, для которой главным орудием являются деньги. Особенно наглядно это показывается в провинции. В маленькому Верьере тоже бурлят политические страсти — между дворянином де Реналем и буржуа-выскочкой Вально происходит отчаянная борьба за должность мэра. В конце романа автор сообщает об избрании Вально и оценивает это как победу активного мошенника над пассивным честолюбцем.
Отнюдь не симпатизируя аристократии (писатель принадлежал к партии либералов), Стендаль целиком черной краской изображает буржуа Вально. Этот персонаж показывает отсутствие воспитания и культуры, любых моральных основ, способность к низости и подлости ради выгоды, вульгарность чувств и вкусов. Во второй части произведения действие переносится в Париж, в среду столичной аристократии, которая возникает в не менее критическом освещении. Молодые аристократы — прекрасно вышколенные, имеют безупречные манеры, но безликие и безынициативные, неспособные самостоятельно мыслить и действовать. Чуть ли не более всего в своей жизни они заботятся о том, чтобы ни в коем случае не нарушить пристойность и правила высшего общества. Сравнивая их с простолюдином Жульеном Сорелем, умная и проникновенная Матильда де ла Моль без колебаний отдает предпочтение секретарю своего отца Сорелю, которому присущи энергичность, сильный характер, воля и решительность.
Старшее поколение аристократии пережило революцию и эмиграцию, но так ничего и не поняло, ничему не научилось. Вместо того, чтобы думать о сохранении добытого благодаря Реставрации, эти люди устраивают провокационный заговор, направленный на то, чтобы с помощью европейских монархов покончить с либералами и полностью возобновить «старый порядок». Как старшее, так и молодое поколение аристократов панически боятся новой революции, их преследует призрак якобинской диктатуры. Обводя взглядом современное общество, Стендаль видит, что в нем властвуют борьба между слоями и прослойками.
«В обществе, расщепленном, как бамбуковый стебель, — обобщает он, — главная задача человека заключается в том, чтобы подняться из своего класса в высший, который со своей стороны прилагает все усилия к тому, чтобы не допустить этого человека к себе». Итак, нажим снизу вызывает противодействие свыше, высшие прослойки стараются остановить наступление низших, поэтому, по мнению писателя, французское общество постоянно находится в предреволюционном состоянии, которое всегда может взорваться. В самом деле, чуть ли не с первых лет своего существования режим Реставрации вызвал у французской общественности ощущение непрочности, временности, которое объединялось с мыслями о неизбежности новой революции. Разделяя такие умонастроения, Стендаль, который и вдобавок любил заниматься социально-политическим анализом и прогнозами, взялся исследовать, в какой социальной прослойке накапливается революционная энергия и вырастают новые Дантоны и Робеспьеры.
В результате он пришел к выводу, что такой прослойкой является молодежь, из социальных низов, просвещенная и энергичная, честолюбивая и оскорбленная в своем самосознании, молодежь, которой Реставрация перекрыла все жизненные пути. Это тот аспект произведения, в котором он возникает как социально-политический роман, который содержит глубокий и точный анализ правящего режима. Однако в структуре «Красного и черного» этот аспект, в конце концов, выглядит как развернутый и активный фон, на котором происходит основное действо — драматическая судьба главного героя Жульена Сореля, который вступил в поединок с обществом Реставрации. С этой точки зрения «Красное и черное» разворачивается как социально-психологический роман, которому присущи глубина и тонкость психологического анализа.