Эстетические взгляды Ф. Стендаля. Трактаты «Расин и Шекспир» и «О любви»
Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал «Идеологию», по которой все поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою очередь зависит от общественной жизни и общественного счастья. Стендаль разработал идею «погони за счастьем» — искусство добродетели, добытое мышлением и ясным пониманием среды обитания чел., учитываются и особенности психики. Учением о темпераментах Стендаль пользуется для характеристики своих персонажей. Характер
«О любви» 1819-20 гг. — возникает как исповедь его души после несчастной любви к женщине. Это анализ возникновения и развития чувства. Когда Метильда Висконтини-Дембовская умерла, он говорил, что умерла автор трактата. «О любви» — философско-психологическое эссе, размышление о любви с точки зрения социологической, психологической и эмоциональной.
В его герое, как и в нем самом словно соединились два лица: одно действует, а другое за ним наблюдает. Наблюдая, он делает
«Расин и Шекспир» — это теоретическая попытка обосновать реалистические тенденции в литературе. Главный жанр — трагедия, хотя Стендаль их и не писал. Современные произведения должны отвечать современному читателю, сопоставляя Расина и Шекспира, говорит, что Расин устарел. Нужно подражать способу изображения действительности Шекспира.
От Расина и его новейших эпигонов Стендаля отвращала тирания искусственных, сковывающих творческую инициативу единств места и времени. Шекспир был знаменем романтиков, против классицизма ополчившихся, и Стендаль встал под это знамя. Однако его толкование шекспировского вклада в мировой литературный процесс ближе не к исконно романтическому, а к реалистическому. Но термина «реализм» в 20-е годы XIX в. не существовало, и Стендаль полагал себя романтиком.
Считает, что не надо отказывать читателю и зрителю в воображении. Предмет изображения в лит. произведении: задача современного писателя отражать действительность, иметь возможность передавать то, как в реальности. Романтик («реалист») должен обладать дерзкой свободой. Драма д. б. написать прозой (лирики нет), она д. б. современна, отражать реальную действительность.
Трагедия совр. — в прозе, события длятся несколько месяцев, кот. происходят в разных местах. Искусство должно давать современникам тот жанр, предмет, который им необходим. » В сущности, все великие писатели были романтиками. А классики — это те, которые через столетие после их смерти подражают им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе». Отсюда на первый взгляд, парадоксальный тезис, объединяющий Расина и Шекспира.