Что такое сострадание (на примере рассказа «Матренин двор»)
Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет после себя ничего, кроме архивов. С. Дали однажды сказал: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и находись в блаженном идиотизме» («Десять наставлений тому, кто хочет стать художником»). Думаю, отрицать это трудно. Конечно, великий Сальвадор говорил о живописи, но к литературе это изречение также имеет отношение. Искусство (будь то литература, живопись или музыка) — способ самовыражения,
Многие произведения современной русской литературы мне не нравятся из-за отсутствия каких-либо художественно-творческих начал. В наше время рассказы, поэма или роман зачастую являются результатом бурной фантазии, больного воображения или искаженного восприятия мира. Сегодняшние писатели пытаются доказать, что их неприятие современной действительности и отсутствие нравственных идеалов есть индивидуальный подход к творчеству.
Но если сегодня миром правят беззаконие и малодушие, то это не значит, что с верой покончено. Она возродится, потому
Как мне кажется, классики дают нам надежду на духовное возрождение, а в современной литературе этого нет. Давайте же попробуем с точки зрения вышесказанного рассмотреть, что представляет собой творчество современного русского писателя, в частности Александра Солженицына. Для этого я предлагаю проанализировать один из его рассказов — «Матренин двор», в котором, на мой взгляд, ставится проблема одиночества, взаимоотношения человека с окружающими людьми, авторского отношения к жизни.
Описывая деревню, Матрену, суровую действительность, он параллельно с этим дает свою оценку, высказывая собственное мнение. Сколько горечи и сарказма слышится в описании станции: «в бараке висела строгая надпись: На поезд садиться только со стороны вокзала. Гвоздем по доскам было нацарапано: И без билетов. А в кассе. было нацарапано ножом: «Билетов нет». Знакомя нас с председателем Горшковым, автор не забывает упомянуть, каким образом он (Горшков) получил Героя Социалистического Труда. А сколько «тепла», «чуткости», «задушевности» чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: «Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо. Единственное, что тараканы уважали, — это чертовы перегородки, отделявшие устье от. чистой избы. в кухоньке по ночам кишели. — пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились. «. Заметим, что у Гоголя описание гостиницы города N., где также встречаются тараканы, не вызывает чувство брезгливости. Однако автор не может обойтись без чего-нибудь «такого». Не без скрытого удовольствия пишет о своих «скромности и тактичности», когда описывает приготовления хозяйки: «все эти Таракановы ножки в однообразной еде, по его словам, не совсем вкусной, я покорно съедал все наваренное мне, терпеливо откладывая в сторону, если попадалось нечто. У меня не хватало духу упрекнуть Матрену.».
На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данное повествование: «. много было у Матрены обид. Снова обиды. Если писать не о своих, то уже о чужих. И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть. Но жалость жалости — рознь.
«Нет Матрены. Убить родного человека. И в день последний я упрекал ее за телогрейку». Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек твердый и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела. Написано без эмоций, лишь констатация факта. Понять это трудно. Но что еще может родиться в голове у человека под «скрежет мышей», «шорох тараканов», под впечатлением увиденной покойницы? Это утешает.
Но именно «веселое» — это конец. У человека, не знающего жизни, появится мысль: «Не доверяй». Печальная картина, что мы наблюдаем после смерти героини, доказывает нам это. Да, я согласна: родственники только и думали о том, что можно вынести из дома. Дошло до того, что вынесли и сам дом. Рассказчик не верит в искренность слез Киры. А соседка придерживается мнения, что Матрена была глупа, да и муж ее не любил. Одним словом, кругом пустота и несправедливость. Автор, наверное, считает, что все плохо и в итоге постигнет нас несчастье. И люди нас окружают бездушные, и другие не видят прекрасное, и в добро не верят, и вообще, кроме него, никто не рассмотрел в Матрене доброту, скромность и бескорыстие. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Писатель просто навязывает нам свои пессимистические взгляды на мир и пытается что-то доказать. Он скептик и никогда не будет способен создать прекрасное просто в силу своих испорченных жизнью убеждений. Впрочем, это всего лишь мое мнение.