Жанровые особенности повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына

Появление “Одного дня Ивана Дени­совича” вызвало настоящее потрясение: все газеты и журналы от­кликнулись на публикацию произведения Солженицына. Критика и большинство читателей восприняли повесть как удар по соцреа­лизму, господствующему в советской литературе. Сам Солженицын расценивал принципы метода социалистического реализма в совет­ской литературе как способ ухода от того, что писатель называет “главной правдой”, имея в виду правду о тоталитарном режиме (“Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни”).

/> В современном литературоведении в определении жанра рас­сматриваемого произведения сложилась некая двойственность: в одних публикациях оно определяется как повесть, в других – как рассказ. Произведение Солженицына привлекло внимание не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художе­ственным совершенством. “Вам удалось найти исключительно сильную форму, – писал Солженицыну Шаламов. “Избрана малая форма – в этом опытный художник”, – заметил Твардовский. Действительно, в раннюю пору своей литературной деятельности писатель отдавал предпочтение жанру рассказа. Он придерживал­ся
своего понимания природы рассказа и принципы работы над ним. “В малой форме, – писал он, – можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя”. И “Один день Ивана Денисови­ча” Солженицын относил к жанру рассказа: “Иван Денисович” – конечно, рассказ, хотя и большой, нагруженный”. Жанровое обо­значение “повесть” появилось по предложению Твардовского, кото­рый хотел придать рассказу “больше весу”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Compound shortened.