Русская деревня в изображении Солженицына

Вечер. Потрескивают в печке дрова. В бликах неверного света виднеются на стене семейные фотографии. Тускло отсвечивают круглые бревна избы. Провожу рукой по старой шершавой древесине, всматриваюсь в потускневшие портреты, и сердце сжимается от неясного чувства вины и тревоги: что будет завтра с деревенской избой, что будет завтра с русской деревней? Вопрос этот волновал и В. Шукшина, и В. Астафьева, и Ф. Абрамова.
По-своему размышляет о судьбах русской деревни А. И.Солженицын. Писателю не просто интересна жизнь народа в глубинке, эта тема тесно связана для него с идеей преемственности, с верностью традициям, с нравственными проблемами. Солженицын уверен, что “линия, разделяющая добро и зло, . проходит через каждое человеческое сердце.”. Рассказ “Матренин двор” дает своеобразный ответ на поставленные вопросы.
Само название произведения заставляет вспомнить ряд других: “Вишневый сад” Чехова, “Лес” Островского, “Дом” Абрамова. Двор Матрены становится для Игнатича – рассказчика, тем самым местом в поисках “нутряной России”, где ему хотелось “затесаться и затеряться” после долгих лет лагеря и ссылки в “пыльной горячей пустыни”. В “серединную” деревенскую Русь ведет Игнатича потребность (возможно, даже неосознанная) вернуться к “вечному истоку”, найти духовную опору. Поэтому героя не устраивает

поселок под названием Торфпродукт. “Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худооштукатуренные бараки, над поселком дымила фабричная труба”. Зато “ветром успокоения” потянуло от названий Часлицы, Овинцы, Спудни, Шеверти. “Они обещали мне кондовую Россию”, – замечает автор. Деревня Тальново – “две-три ивы, избушка перекособоченная, и по пруду плавали утки.” – приглянулась Игнатичу. Он с удовольствием слушает певучую деревенскую речь: “к ужоткому”, “картовь”, “молонья”.
Но нет в этом прекрасном сельском мире гармонии, а есть и природная человеческая жадность, корысть, зависть, и приобретенные в годы советской власти безответственность, обман, леность. По мысли Солженицына, колхозная жизнь уничтожила деревню, поэтому в школе дети не хотят учиться, зная, что их в любом случае переведут из класса в класс; люди не хотят работать на колхоз, т. к. вынуждены воровать торф, потому что “топливо не было положено и спрашивать о нем не полагалось”. Только Матрена среди этого исковерканного мира живет отлично от других. Но героиню Солженицына мало кто ценит из односельчан. После того как умерли один за другим шесть детей Матрены, вся деревня решила, что в ней – порча. И “порча” эта проявлялась во всем: и в том, что не гналась за обзаводом, и в том, что была “не бережная”, и, глупая, помогала чужим людям бесплатно. Даже о “сердечности и простоте” Матрены в деревне говорили “с презрительным сожалением”. Так постепенно на селе корысть стали сознательно возводить в принцип. Всякое отступ
Ление от него рассматривалось как “порча”. Но на самом деле “червоточина” завелась в односельчанах Матрены. То, что происходило в Тальново (и за его пределами), было результатом массового духовного заболевания, переживаемого русской деревней, да и не только ей. Трудно складывается жизнь Матрены. На первой мировой войне пропал без вести жених – Фаддей вернулся из плена через три года, когда она уже вышла замуж за его брата Ефима. Умерли дети, не вернулся со второй мировой муж. Тяжелая неоплачиваемая работа в колхозе, голод, одиночество, болезни, беспросветная бедность. А жила бы Матрена иначе при другой власти? Вероятно, нет. Ведь русские люди часто считают,




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Стили модернизма в литературе.
Сейчас вы читаете: Русская деревня в изображении Солженицына