Читаем сказку К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Занимаясь с пятиклассниками литературой, мы учим их уже в этом возрасте определять проблематику произведения, видеть, как создается авторский стиль, учим их говорить о книге. Конечно, все это должно происходить без нажима, исподволь. Важно построить беседу так, чтобы ребята, не теряя непосредственного читательского интереса, постепенно привыкали к серьезному разговору о художественном произведении.
Вот как можно организовать подобную работу при изучении сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб».
— Если бы
В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конем, и изза этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.
— Понравилась ли сказка? Как вы относитесь к ее героям?
Сказка интересная. Герои необычные. Очень понравились мельник Панкрат, конь, друзья Фильки.
А Филька сначала не понравился, потом мы увидели, каким он может быть.
— К выбору названия для своих произведений писатели подходят серьезно: ведь оно должно отражать основную мысль книги.
Кого бы вы назвали главными героями сказки?
Фильку, коня, мельника Панкрата.
— В какое время в деревне появился конь?
Писатель показывает трудное военное время. Жить было тяжело, есть было нечего, давно не работала мельница. И вот в этото время и появился в деревне конь.
Был он ранен немецким снарядом, командир решил оставить его в деревне. Мельник Панкрат приютил раненого, да и жители помогали коню, чем могли, называя его общественным. Конь был благородным животным: после того как его вылечил мельник, он не бездельничал, а стал помогать делать плотину.
— Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?
Филька жил в деревне со своей бабушкой. Автор говорит о нем: «Молчаливый, недоверчивый. Он был равнодушен и к людям, и к играм — ко всему, что его окружало».
На многие предложения он отвечал: «Да ну тебя!». Потомуто его и прозвали так. К тому же еще Филька был ленивым .
— Как же Филька встретил коня?
К коню Филька отнесся так же, как и ко всему: холодно и равнодушно. Мальчик обозвал коня, ударил его по губам, а хлеб, к которому тот потянулся, забросил далеко в снег. Филька не подумал, что коню нужна помощь, поддержка, что без людей он не проживет.
Виноват Филька и в том, что он надругался над хлебом. В хлеб вложено много человеческого труда, и, бросив его под ноги, Филька обесценил этот важный продукт.
— Автор использует эпитет «злорадный». Мы видим, сколько зла в мальчике и как это зло распространяется на других. Изменилось ли чтонибудь в деревне после проступка Фильки?
Давайте прочтем и сравним два эпизода. Что в них любопытного?
Сравнительный анализ эпизодов
1. Описание природы до встречи Фильки с конем.
2. Описание метели .
Первый эпизод описывает теплую погоду, вода не замерзла, отремонтированная мельница вотвот начала бы работать и дала бы людям жизнь — хлеб. А во втором эпизоде показано, как «ревела, обезумев, метель». Автор использует прием олицетворения. Метель ведет себя как рассерженный человек.
Очень много глаголов в этом эпизоде. Они показывают, насколько динамично все происходило, ничто не могло остановить природу. А Филька все никак не мог найти крыльца .
— Как вы объясните фразу: «…сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам»?
Метель началась именно в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке проявилось неуважение к природе, а конь — часть природы. Конь — друг человека, многое делает ради людей.
Филька не просто прогнал его, он спугнул счастье. И конь «заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом». В природе все взаимосвязано. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир.
Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу, зло стало править в мире. И недаром слышалось ржание коня…
А так как конь был общественным, то Филька принес горе и всей деревне.
Все сковало льдом, «воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет…» Слезы бабки олицетворяли слезы всей деревни, и даже Филька «тоже заплакал от страха».
— Зачем бабка рассказала Фильке историю столетней давности? Почему истории так похожи?
То, что произошло сто лет назад в деревне, очень похоже на ситуацию с Филькой. И конь, и старый солдат были ранены в ногу, защищая родину. Оба пришли к людям за помощью.
Но люди оказались злые, ленивые. Хлеб давали со злыми словами. И тогда свистнул мужик . И наступила пурга, буря, а мужик умер. Закономерность: принес зло другому — приобрел зло себе.
Бабка рассказала Фильке историю, чтобы он задумался над тем, что он совершил.
— Почему Филька, равнодушный, ленивый, боязливый, побежал ночью к мельнице?
Филька понял, что только тот, кто сделал зло, способен его исправить. Испугался он и того, что зло может вернуться к нему.
— Как вы понимаете сравнение «снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой»?
Несоответствие: пильщики губили рощу, которая могла бы принести еще много добра, приятных минут, и их веселье не соответствовало ситуации, возможно, оно было напускное. Так же и снег пел, грозя всей деревне гибелью.
— Легко ли было идти Фильке к мельнику? Почему?
Вопервых, было очень много снега. Он мешал идти мальчику. Вовторых, автор передает душевное состояние Фильки: мальчик понимает, какую беду сотворил, он испытывает беспокойство и смятение, боится, что его накажут или что он не сможет ничего исправить.
И всетаки Филька, несмотря на все страхи и трудности, доходит до Панкрата.
— Послушаем разговор мельника и Фильки.
— Смог ли рассказать Филька о своем проступке? Как это его характеризует?
Филька повел себя мужественно. Он сумел признаться в том, что поступил некрасиво, значит, сможет и все исправить. Это же ему посоветовал и Панкрат, потому что он, мудрый, знающий людей, понял, что Филька начинает меняться в лучшую сторону.
— Что означает выражение «меняться в лучшую сторону»? Как назвал Панкрат Фильку?
Сначала Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком, то есть живущим без смысла, без цели в жизни, не знающим, что и для чего делать. Такой человек может совершать как злые, так и добрые поступки, ни перед кем за них не отвечая. Панкрат надеется, что в будущем Филька будет «чистым человеком», веселым. Веселым — значит без зла.
Таким, как ребята из деревни. Ведь очень уверен в них Филька: хорошие они, трудолюбивые, честные, добрые, дружные. И Филька обязательно станет таким.
Он почувствовал ответственность за других людей, это помогло ему измениться.
— Получилось ли задуманное у Фильки? Как это объяснили Панкрат, Сорока?
Панкрат считал, что это теплый ветер помог ребятам и старикам отколоть лед. Сорока рассказывала всем, что это именно она, жалея людей, попросила летний ветер прогнать лютый мороз.
— Кто же прав?
И старики, и молодые ребята — все с раннего утра начали работать на реке . Дружно, весело скалывался лед у мельницы. Молодое поколение училось у старого. Из Филькиного сердца со слезами, со страхом, в совместной работе ушла злоба. Вновь автор говорит о березовой роще, только теперь она «весело, гулко зашумела над рекой».
Природа оттаяла, как оттаивает сердце матери при виде раскаявшегося ребенка. Шумят березы весело: с надеждой на жизнь, а не на смерть.
— Что было наградой жителям деревни за дружную работу?
Заработала мельница. После холода и стужи можно было опустить «свои озябшие руки» в горячую муку.
— Почему женщины при этом смеялись?
Смех — это счастье, радость, светлые надежды. Очень хорошо, когда люди смеются, — к ним возвращается жизнь. Избы светились от огня, все живое «вертелось около хозяек», ожило, а не замерзло в слезах и печали.
В домах опять поселилось добро.
— Что еще символизировало жизнь в этой деревне?
Хозяйки ночью испекли хлеб. Это «теплый», «чудесный» хлеб. Он дарит хорошее настроение, покой. Есть замечательная пословица «Хлеб — всему голова».
В рассказе говорится о душевном тепле, о теплых человеческих руках, вдохнувших в хлеб жизнь. Хлеб — символ уюта, дружбы.
— Почувствовал ли Филька себя искупившим вину? Почему вы так считаете?
Нет, пока Филька не пообщался с конем, он не смог признать, что вина его исчерпана. Мальчику нужно было увидеть того, кого он обидел, лично попросить у него прощения.
— Почему конь не принял хлеб, который нес ему Филька?
В душе коня осталось недоверие к этому человеку. Очень важная мысль: если раз обманешь, то навсегда потеряешь уважение. И Филька этого испугался.
Он понял, что плохой поступок совершается быстро и легко, а вернуть хорошее мнение о себе трудно.
— Кто помог Фильке помириться с конем?
Панкрат поверил в Фильку, попросил поверить в него и коня. Очень вовремя это сделал мельник, иначе Филька снова мог бы озлобиться. В этой сказке показано значение взрослого друга в жизни детей.
Много мудрости и у бабки, и у мельника. Поданный вовремя совет сможет предотвратить любую беду.
— Прочитайте сцену примирения Фильки с конем. Какие чувства стали испытывать главные герои? Как вы думаете, сохранится ли у Фильки прозвище «Ну тебя!»?
Конь простил Фильку, он поверил, что мальчик не сможет больше обидеть ни его, ни какоелибо другое существо. Главный герой изменился, перестал быть равнодушным ко всему. Это трогательный момент сказки: прощение врага, обретение друга.
И никто никогда не назовет Фильку «Ну тебя!».
— Как вы объясните название сказки Паустовского «Теплый хлеб»?
В названии используется и прямое, и переносное значение слов. Главное, что случившееся помогло Фильке разобраться в себе, в людях, стать другим, понять, что любой поступок связан со всей последующей жизнью человека.
Домашнее задание. Составить план устного рассказа на тему «Преображение Фильки».