Читаем сказку К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Занимаясь с пятиклассниками литературой, мы учим их уже в этом возрасте определять проблематику произведения, видеть, как создается авторский стиль, учим их говорить о книге. Конечно, все это должно происходить без нажима, исподволь. Важно построить беседу так, чтобы ребята, не теряя непосредственного читательского интереса, постепенно привыкали к серьезному разговору о художественном произведении.

Вот как можно организовать подобную работу при изучении сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб».

— Если бы

понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали?

В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конем, и изза этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.

— Понравилась ли сказка? Как вы относитесь к ее героям?

Сказка интересная. Герои необычные. Очень понравились мельник Панкрат, конь, друзья Фильки.

А Филька сначала не понравился, потом мы увидели, каким он может быть.

— К выбору названия для своих произведений писатели подходят серьезно: ведь оно должно отражать основную мысль книги.

Мы попытаемся понять, почему К. Г. Паустовский назвал сказку «Теплый хлеб». Для этого побеседуем о ней подробнее.

Кого бы вы назвали главными героями сказки?

Фильку, коня, мельника Панкрата.

— В какое время в деревне появился конь?

Писатель показывает трудное военное время. Жить было тяжело, есть было нечего, давно не работала мельница. И вот в этото время и появился в деревне конь.

Был он ранен немецким снарядом, командир решил оставить его в деревне. Мельник Панкрат приютил раненого, да и жители помогали коню, чем могли, называя его общественным. Конь был благородным животным: после того как его вылечил мельник, он не бездельничал, а стал помогать делать плотину.

— Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?

Филька жил в деревне со своей бабушкой. Автор говорит о нем: «Молчаливый, недоверчивый. Он был равнодушен и к людям, и к играм — ко всему, что его окружало».

На многие предложения он отвечал: «Да ну тебя!». Потому­то его и прозвали так. К тому же еще Филька был ленивым .

— Как же Филька встретил коня?

К коню Филька отнесся так же, как и ко всему: холодно и равнодушно. Мальчик обозвал коня, ударил его по губам, а хлеб, к которому тот потянулся, забросил далеко в снег. Филька не подумал, что коню нужна помощь, поддержка, что без людей он не проживет.

Виноват Филька и в том, что он надругался над хлебом. В хлеб вложено много человеческого труда, и, бросив его под ноги, Филька обесценил этот важный продукт.

— Автор использует эпитет «злорадный». Мы видим, сколько зла в мальчике и как это зло распространяется на других. Изменилось ли что­нибудь в деревне после проступка Фильки?

Давайте прочтем и сравним два эпизода. Что в них любопытного?

Сравнительный анализ эпизодов

1. Описание природы до встречи Фильки с конем.

2. Описание метели .

Первый эпизод описывает теплую погоду, вода не замерзла, отремонтированная мельница вот­вот начала бы работать и дала бы людям жизнь — хлеб. А во втором эпизоде показано, как «ревела, обезумев, метель». Автор использует прием олицетворения. Метель ведет себя как рассерженный человек.

Очень много глаголов в этом эпизоде. Они показывают, насколько динамично все происходило, ничто не могло остановить природу. А Филька все никак не мог найти крыльца .

— Как вы объясните фразу: «…сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам»?

Метель началась именно в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке проявилось неуважение к природе, а конь — часть природы. Конь — друг человека, многое делает ради людей.

Филька не просто прогнал его, он спугнул счастье. И конь «заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом». В природе все взаимосвязано. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир.

Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу, зло стало править в мире. И недаром слышалось ржание коня…

А так как конь был общественным, то Филька принес горе и всей деревне.

Все сковало льдом, «воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет…» Слезы бабки олицетворяли слезы всей деревни, и даже Филька «тоже заплакал от страха».

— Зачем бабка рассказала Фильке историю столетней давности? Почему истории так похожи?

То, что произошло сто лет назад в деревне, очень похоже на ситуацию с Филькой. И конь, и старый солдат были ранены в ногу, защищая родину. Оба пришли к людям за помощью.

Но люди оказались злые, ленивые. Хлеб давали со злыми словами. И тогда свистнул мужик . И наступила пурга, буря, а мужик умер. Закономерность: принес зло другому — приобрел зло себе.

Бабка рассказала Фильке историю, чтобы он задумался над тем, что он совершил.

— Почему Филька, равнодушный, ленивый, боязливый, побежал ночью к мельнице?

Филька понял, что только тот, кто сделал зло, способен его исправить. Испугался он и того, что зло может вернуться к нему.

— Как вы понимаете сравнение «снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой»?

Несоответствие: пильщики губили рощу, которая могла бы принести еще много добра, приятных минут, и их веселье не соответ­ствовало ситуации, возможно, оно было напускное. Так же и снег пел, грозя всей деревне гибелью.

— Легко ли было идти Фильке к мельнику? Почему?

Во­первых, было очень много снега. Он мешал идти мальчику. Во­вторых, автор передает душевное состояние Фильки: мальчик понимает, какую беду сотворил, он испытывает беспокойство и смятение, боится, что его накажут или что он не сможет ничего исправить.

И всетаки Филька, несмотря на все страхи и трудности, доходит до Панкрата.

— Послушаем разговор мельника и Фильки.

— Смог ли рассказать Филька о своем проступке? Как это его характеризует?

Филька повел себя мужественно. Он сумел признаться в том, что поступил некрасиво, значит, сможет и все исправить. Это же ему посоветовал и Панкрат, потому что он, мудрый, знающий людей, понял, что Филька начинает меняться в лучшую сторону.

— Что означает выражение «меняться в лучшую сторону»? Как назвал Панкрат Фильку?

Сначала Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком, то есть живущим без смысла, без цели в жизни, не знающим, что и для чего делать. Такой человек может совершать как злые, так и добрые поступки, ни перед кем за них не отвечая. Панкрат надеется, что в будущем Филька будет «чистым человеком», веселым. Веселым — значит без зла.

Таким, как ребята из деревни. Ведь очень уверен в них Филька: хорошие они, трудолюбивые, честные, добрые, дружные. И Филька обязательно станет таким.

Он почувствовал ответственность за других людей, это помогло ему измениться.

— Получилось ли задуманное у Фильки? Как это объяснили Панкрат, Сорока?

Панкрат считал, что это теплый ветер помог ребятам и старикам отколоть лед. Сорока рассказывала всем, что это именно она, жалея людей, попросила летний ветер прогнать лютый мороз.

— Кто же прав?

И старики, и молодые ребята — все с раннего утра начали работать на реке . Дружно, весело скалывался лед у мельницы. Молодое поколение училось у старого. Из Филькиного сердца со слезами, со страхом, в совместной работе ушла злоба. Вновь автор говорит о березовой роще, только теперь она «весело, гулко зашумела над рекой».

Природа оттаяла, как оттаивает сердце матери при виде раскаявшегося ребенка. Шумят березы весело: с надеждой на жизнь, а не на смерть.

— Что было наградой жителям деревни за дружную работу?

Заработала мельница. После холода и стужи можно было опустить «свои озябшие руки» в горячую муку.

— Почему женщины при этом смеялись?

Смех — это счастье, радость, светлые надежды. Очень хорошо, когда люди смеются, — к ним возвращается жизнь. Избы светились от огня, все живое «вертелось около хозяек», ожило, а не замерзло в слезах и печали.

В домах опять поселилось добро.

— Что еще символизировало жизнь в этой деревне?

Хозяйки ночью испекли хлеб. Это «теплый», «чудесный» хлеб. Он дарит хорошее настроение, покой. Есть замечательная пословица «Хлеб — всему голова».

В рассказе говорится о душевном тепле, о теплых человеческих руках, вдохнувших в хлеб жизнь. Хлеб — символ уюта, дружбы.

— Почувствовал ли Филька себя искупившим вину? Почему вы так считаете?

Нет, пока Филька не пообщался с конем, он не смог признать, что вина его исчерпана. Мальчику нужно было увидеть того, кого он обидел, лично попросить у него прощения.

— Почему конь не принял хлеб, который нес ему Филька?

В душе коня осталось недоверие к этому человеку. Очень важная мысль: если раз обманешь, то навсегда потеряешь уважение. И Филька этого испугался.

Он понял, что плохой поступок совершается быстро и легко, а вернуть хорошее мнение о себе трудно.

— Кто помог Фильке помириться с конем?

Панкрат поверил в Фильку, попросил поверить в него и коня. Очень вовремя это сделал мельник, иначе Филька снова мог бы озлобиться. В этой сказке показано значение взрослого друга в жизни детей.

Много мудрости и у бабки, и у мельника. Поданный вовремя совет сможет предотвратить любую беду.

— Прочитайте сцену примирения Фильки с конем. Какие чувст­ва стали испытывать главные герои? Как вы думаете, сохранится ли у Фильки прозвище «Ну тебя!»?

Конь простил Фильку, он поверил, что мальчик не сможет больше обидеть ни его, ни какое­либо другое существо. Главный герой изменился, перестал быть равнодушным ко всему. Это трогательный момент сказки: прощение врага, обретение друга.

И никто никогда не назовет Фильку «Ну тебя!».

— Как вы объясните название сказки Паустовского «Теплый хлеб»?

В названии используется и прямое, и переносное значение слов. Главное, что случившееся помогло Фильке разобраться в себе, в людях, стать другим, понять, что любой поступок связан со всей последующей жизнью человека.

Домашнее задание. Составить план устного рассказа на тему «Преображение Фильки».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Читаем сказку К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»