Конспект урока по географии «Горные породы и минералы» 6 класс

Тема «Горные породы и минералы».

Класс: 6

Предмет: География

Учитель: Шубина Г. М.

Цель : формирование знаний о горных породах как о главной составляющей земной коры.

Задачи :

Образовательная : Формировать понятийный аппарат, формировать знания учащихся об образовании горных пород, их составе, видах и использовании человеком в хозяйстве;

Воспитательная : прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство гордости за страну, богатую полезными ископаемыми.

Коррекционно-развивающая : продолжить

формировать умения работать с географической картой, составлять описание горных пород; выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения.

Оборудование : ПК, мультимедийный проектор, презентация на СD, коллекция горных пород, учебник, настенная физическая карта полушарий и России, опорные конспекты.

Тип Урока : изучение нового материала с элементами практической работы.

Ход урока.

Организационный Момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Актуализация Знаний.

Слайд 2. На слайде вопросы, давайте ответим на них и вспомним, что изучали мы

на прошлом уроке:

Что такое литосфера?

Каково внутреннее строение земного шара?

Для чего изучают внутреннее строение Земли?

Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?

Из каких слоев состоит земная кора?

Как изучают земную кору?

Изучение нового материала.

Слайд 3. Горные породы окружают нас повсюду. Если за городом вы можете наблюдать их преимущественно в естественном состоянии, то в городе они, в большинстве своем, представлены уже в переработанном виде. Стены и полы наших квартир, дорожное покрытие, элементы зданий и многое, многое другое выполнено из обработанных горных пород.

Слайд 4. Горные Породы — это рыхлые или твердые природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. Вся толща земной коры состоит из разнообразных горных пород, их более 2000 видов. Они различаются между собой по составу, свойствам и происхождению. Каждая горная порода состоит из определенных минералов.

Минерал — это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы — это кристаллы , их можно пощупать, измерить и взвесить.

Слайд 5. По происхождению все горные породы делят на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.

В ходе изучения горных пород учащиеся заполняют таблицу.

Горные породы

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические

Обломочные

Химические

Слайд 6. Магматические горные породы образуются при остывании магмы на глубине или поверхности земной коры. В зависимости от условий образования магматические породы разделяются: на Глубинные — гранит, базальт; и Излившиеся — пемза. Глубинные породы образуются на больших глубинах в условиях высоких температуры и давления, медленного и равномерного остывания магмы.

Излившиеся породы появляются на поверхности земли в условиях низкой температуры и атмосферного давления при быстрой отдаче теплоты и быстром выделении газообразных веществ из лавы с образованием в ней многочисленных пор, сохраняющихся и после затвердевания.

В начале, возникли породы из магмы,

Они пеpвоpодные самые как бы,

Тяжелый гранит, в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные.

Слайд 7. Осадочные породы образовались на поверхности суши и на дне водоемов из изверженных пород, под влиянием воды, ветра, давления, температуры, углекислого газа и других атмосферных агентов. Характерной особенностью осадочных месторождений, в отличие от магматических, является их пластовое залегание. В зависимости от условий образования эти породы делятся на группы:

Обломочные породы, образовавшиеся в результате выветривания .

Химические породы, образовавшиеся при испарении древних морей, их характерной чертой является растворимость .

Органические породы, образованные остатками организмов , известняки, ракушечники, мел.

Hо прочность — не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием pазpушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой pеки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем pаствоpяться.

Когда же pаствоp остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте,

Вы массу остатков животных найдете,

А также, растений отмерших остатки,

Они образуют поpоды-осадки.

(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,

Осело солями, остатками сложено.

Слайд 8. Работа с таблицей «Виды осадочных горных пород».

Обломочные

Химические

Органические

Условия

Образования

Образуются при разрушении

Магматических горных пород в результате выветривания.

Образуются после испарения воды из соленых водоемов.

Образуются при накоплении остатков умерших организмов.

Примеры

Гравий, песок, глина

Поваренная соль, калийные соли, глауберова соль.

Уголь, нефть, природный газ, ракушечник, известняк, мел.

Схема

Образования

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по географии «Горные породы и минералы» 6 класс