Всероссийская олимпиада по литературе-2008
Взгляд участника
31 марта — 5 апреля, 260 состязающихся, 3 тура, 3 победителя, 40 призеров, 44 номинанта… Так говорят цифры, и об этом стоило бы писать: об участниках , об организаторах и организации… Но почему-то, когда говоришь о любимом деле, о людях, которые им занимаются вместе с тобой, официальное уходит на второй план…
Организация и «развлекательные мероприятия» олимпиады в Елабуге еще раз показали, что, к сожалению, настоящую ценность для большинства участников олимпиады и для организаторов представляет не Слово, не филология,
По-настоящему умные, открытые и искренние люди — со-олимпиадники , учителя — руководители делегаций делают время ценностным, а пространство — значимым. Делают прошлое
В системе заданий в этом году ничего принципиально нового не было: первый тур — комплексный анализ эпического произведения малой формы, второй тур — сопоставительный анализ стихотворений, третий тур — атрибутация цитат, статья для словаря литературных терминов, историко-культурный комментарий, характеристика художественного своеобразия стихотворения, эссе и вопросы на знание биографий писателей-юбиляров. Однако порадовала в заданиях творческая составляющая, необходимость применить имеющиеся знания в оригинальной ситуации , по-новому взглянуть на знакомый материал , расширить представления о единстве литературы, культуры, истории . Точки зрения не сталкиваются, а дополняют друг друга, и это, а также командный режим подготовки, делает мир филологии живым.
Тем не менее задания третьего тура вызывают некоторые вопросы. Так, например, имеет ли отношение к литературоведению задание по атрибутированию цитат? Если филология — это Наука понимания, то при чем здесь умение соотносить далеко не самые важные отрывки текстов с автором и названием?
Несмотря на сложности в организации, на вопросы, которые хотелось бы задать, и недоумения, которые хотелось бы высказать оргкомитету, несмотря на розданные только на третий день бэйджики и грубоватость дежурных по аудиториям, несмотря на странные развлекательные мероприятия и порой скучные экскурсии, понятно главное. Остается альтернатива вступительным испытаниям, становящимся учебной задачей со своей Схемой решения. Эта альтернатива — задача творческая, и дело здесь именно в отсутствии готового, единого решения. Ведь все-таки филология учит свободе.
Ведь все-таки «не оставлена свобода, чья дочь — словесность».
И неважно, что нельзя заканчивать сочинение цитатой!