Трудный поэт
В школьные годы я, как и многие подростки всех доинтернетовских времен, выписывал в некую заветную тетрадочку полюбившиеся мне стихи. И первым в этой тетрадочке стояло стихотворение поэта Осипа Бродского «Прощай, позабудь — и не обессудь…». Так и написано моею рукой — Осип. Так я и запомнил на многие годы.
Потому что так говорила наша учительница литературы, которая — как я сейчас понимаю — тайком читала нам на уроках эти и другие стихи поэта-эмигранта, конечно же, тоже где-то переписанные или услышанные, поскольку никаких
Потом времена изменились — и Бродского не только увенчали нобелевскими лаврами, но и признали на родине . Книги его выпускаются множеством издательств, по Бродскому пишутся курсовые и защищаются диссертации — и даже в школьную программу его уже ввели. Бродского знают все.
Такая известность не отменяет факта: Бродского читать нелегко. Имею в виду и читать в школе. В частности и потому, что, в отличие
А о любимом подростки не позволят говорить казенными словами, которые так услужливо вертятся в наших методически выстроенных мозгах. Читать Бродского с учениками — это для учителя испытание.
Мне могут возразить: какой Бродский? Они ни-че-го не читают, ваши ученики! Верно и это.
И для учителя мука — со своим заветным в класс идти . А в том, что Бродский любим и многими учителями, сомневаться странно. Как и в том, что стихи Бродского до необычайности взрослы и сложны. И опять задача: как выбрать из них те, что подойдут именно этим ученикам?
Что сказать о них?
Вопросов немало. Именно поэтому так важен для нас опыт тех, кто много размышлял и говорил о Бродском. Часть этих размышлений и слов — в номере, который вы сейчас читаете. Он завершает собой наш годовой проект, посвященный нобелевским лауреатам русской литературы: Солженицыну (