Символизм в творчестве Бодлера

Основы символизма заключены в романтической приверженности высшему принципу и идеальному миру. Возник символизм из-за кризиса, поразившего Европу во второй половине девятнадцатого века. Все ожидали “конца света” и “заката Европы”, ожидание гибели цивилизации способствовало обострению метафизических настроений, заставляя дух торжествовать над материей. В результате переоценки ценностей недавнего прошлого возник бунт против узкого материализма и натурализма.

Символизм стал одной из форм преодоления позитивизма, реакцией

на “упадок веры”. На скрижалях символизма начертано: “Материя исчезла”, “Бог умер”. Европейская цивилизация была основана на определенной системе христианских ценностей, и вот устои были нарушены, однако новый “Бог” – а это вера в разум и науку – оказался ненадежным.

“Однозначные закономерности”, известные прежде, были существенно пересмотрены: мир стал не просто непознанным, но и непознаваемым. Сознание того, что прежнее знание ошибочно и не является полным, вело к поиску новых путей, с помощью которых можно постичь действительность. Путь творческого откровения нашли символисты,

по их мнению символ – это единство, и реальности он обеспечивает целостное представление.

Новизна французского символизма заключалась в том, что в стихах впервые во всеуслышание о себе заявляет современный город – мегаполис. Символы повсюду играют среди прямых каменных линий, они слышны в шуме улиц, заметны в волшебстве газовых фонарей и лунных декораций.

Шарль Бодлер – предшественник и учитель символистов, он открывает галерею “проклятых поэтов”. В 1857 году появилась его знаменитая книга “Цветы зла”. Многие символисты в поисках пути к “несказанному” подхватили мысль Бодлера о “соответствиях” между цветами, запахами и звуками. Согласно убеждению символистов, близость различных переживаний должна найти выражение в символе.

Девиз символистских исканий – сонет Шарля Бодлера “Соответствия”, где есть знаменитая фраза: “Перекликаются звук, запах, форма, цвет”.

Символисты пытались на сокровенном языке намеков и внушения передать то, что невыразимо, опираясь при этом на религиозное понимание символа как земного знака небесных истин. Это удавалось им благодаря размыванию словарного контура слова, максимальному расширению его значения. К примеру, смысл строки Шарля Бодлера: “Угольные реки устремляются вверх к небосводу” не сводится просто к “дыму городских труб”, а намекает на некую невыразимую тайну, которая связывает земное и небесное, временное и вечное, низкое и высокое. Согласно завету Бодлера в знаменитом стихотворении “Соответствия”, символисты в словах и вещах находили прежде всего подобия, знаки чего-то неизвестного. Зов тайного смысла был слышен им в звуках языка, в музыке.

Во времена символизма поэзия стремилась слиться с музыкой. В своем письме, написанном композитору Рихарду Вагнеру, Бодлер говорит о неземном единстве музыки и поэзии: “Только благодаря поэзии и сквозь поэзию, только благодаря музыке и сквозь музыку душа улавливает великолепия, находящиеся за гробом”.

Поиск соответствий лежит в основе символистского принципа объединения искусств. Взаимопроникновение любви и смерти, гениальности и болезни, губительный разрыв между внешностью и сущностью в творчестве Бодлера – доминирующие темы в поэзии символистов.




Пед. Мастерство.
Сейчас вы читаете: Символизм в творчестве Бодлера